Чем красить барельеф на стене?
BrickNews.ru
Новости строительства и архитектуры
- Главная
- »
- Отделка
- » Окраска гипса: основные правила и секреты
Окраска гипса: основные правила и секреты
Гипс по праву может считаться одним из самых популярных отделочных материалов как в жилом, так и не в жилом секторах. Нанесение подобного раствора на стены имеет множество преимуществ. Однако стандартный белый или серый цвет этого материала часто хочется изменить.
Окраска гипсового раствора
Одним из вариантов окраски гипса является добавление в него колера. Однако здесь необходимо учитывать, что раствор весьма густой, и сделать цвет однородным будет не так уж и просто. Ну а если речь идет не о готовом растворе, а о порошке, который мы будем разводить раз за разом, то такой способ и вовсе не работает, так как в этом случае оттенки будут всегда разные, и вы просто испортите стену. Наконец, разводя колер в столь густой среде, сложно определиться с тем, сколько добавлять краски, так что можно легко переборщить. Если же вы все-таки красите именно раствор, то необходимо понимать, что при высыхании он станет немного более бледным, так что цвет лучше сделать насыщеннее.
Чем красить гипс?
Не важно, идет ли речь о барельефе или гипсовой плитке – сам по себе материал отличается превосходной адгезией. Другими словами – он очень хорошо впитывает воду, а значит и лакокрасочные покрытия. Перечислим основные способы окрасить гипсовую поверхность:
- Акриловая, водо-дисперсионная или водоэмульсионная краска;
- Лак для гипса. Отличный способ оттенить естественный цвет гипсового покрытия;
- Пигменты, включая золотой и серебряный. Последние, а также специализированную краску для гипсовых изделий можно приобрести в художественном магазине. Причем, выбор оттенков там будет невероятно широким.
Совет! Для того чтобы окрашенный слой лучше держался, лучше всего нанести сверху прозрачный лак. Так как краска на гипсе высыхает очень быстро, то приступать к лакированию можно практически сразу.
Проверяем, подходит ли краска для работы с гипсом
Вне зависимости от того, чем вы собрались красить гипсовую поверхность, необходимо удостовериться в том, что материал готов для этого. В первую очередь проверяем консистенцию краски, убеждаясь, что она не слишком жидкая. В противном случае могут образоваться подтеки, что скажется на общем визуальном качестве. Если же налицо наличие сгустков, то это может говорить о том, что такая краска неправильно хранилась.
Процесс окрашивания гипсовой стены
- Со временем гипс теряет возможность хорошо впитывать краску, так что лучше не затягивать с процессом окрашивания. Если же вы все же увидели, что способность к адгезии гипс все же утратил, то лучше всего постараться воздействовать на него олифой. Кстати, с ее помощью можно добиться и иных эффектов, но об этом ниже;
- Так как адгезионные свойства гипса велики, то краски на его окрашивание может уйти довольно большое количество. Чтобы снизить этот показатель, лучше всего произвести грунтовку изделия. Помимо того, что это придаст поверхности прочность, речь также идет и о возможности получить более равномерное нанесение цвета;
- Акриловая краска наносится на гипс минимум в три слоя.
Как покрасить барельеф и лепнину из гипса
Такие украшения стен, как лепнина и барельеф, разукрашивают акриловой, водо-дисперсионной или водоэмульсионной краской. Два последних вида краски, к слову, не только обеспечат гипс цветом, но и защитят его от внешних воздействий.
Помимо этого широко используются различные пигменты, помогающие имитировать металлические поверхности или натуральный камень. К слову, гипс можно не покрасить, а покрыть сверху золотой фольгой, что максимально реалистично сымитирует поверхность этого металла. При этом фольга накладывается на клей, а сверху покрывается лаком.
Используются самые различные инструменты, начиная от краскопульта и заканчивая маленькими кистями и ватными тампонами для обработки выступающих и наиболее мелких частей. В зависимости от осуществляемой техники, можно осуществить окрашивание под старую поверхность, и добиться других эффектов.
Раскраска гипсовых изделий
Прочность, простота работы и быстрое застывание делают гипс идеальным вариантом для изготовления различных изделий, включая и различные фигурки. Придавая им цвет, мы будем пользоваться самыми тонкими кистями. В этом случае может понадобиться умение рисовать, так что без последнего лучше не заниматься самодеятельностью. Аналогично дело обстоит и с гипсовой плиткой – нужно точно знать, как что вы нарисуете, и как именно вы будете делать это.
Придаем гипсовым поверхностям различные эффекты
Для того чтобы добиться эффекта «под старину», достаточно обработать гипсовое изделие олифой. Со временем поверхность примет подобный вид.
Превратить гипсовую поверхность в восковую просто – достаточно покрыть ее воском, растворенным в скипидаре или ацетоне. Для усиления эффекта сверху можно добавить желтую масляную краску, а после высыхания последней провести полировку изделия мягкой тканью.
Цена за барельеф
Создание такой эффектной и неповторимой отделки внутреннего интерьера помещения как лепнина потребует умелого обращения с гипсом, а также определенных творческих навыков. Цена за барельеф может обойтись Вам в стоимость материалов, но это только в том случае, если Ваши друзья, занимающиеся художественной лепкой, помогут создать настоящий шедевр. Однако далеко не у всех есть такие близкие, поэтому обустройство помещений с помощью выпуклых рельефных форм лучше всего доверить мастерам-профессионалам в данной сфере деятельности.
Компания «DecorStroy», активно занимающаяся ремонтно-строительным бизнесом в городе Брянск и брянском регионе, выполняет работы по обустройству внутренних интерьеров различных помещений, в том числе с использованием барельефа по ценам, которые являются одними из самых выгодных на данном сегменте рынка. В штат нашей фирмы входят настоящие мастера художественной лепки, имеющие большой опыт работы и огромный творческий потенциал. Они способны справиться с самыми сложными задачами по оформлению стен и иных элементов конструкций.
Что такое барельеф и от чего зависит его стоимость
Барельеф представляет собой выпуклое рельефное изображение, которое выступает над плоскостью базового основания иногда даже на половину объема. Так, к примеру, отображение лица в некоторых случаях фактически является маской, а букет цветов трансформируется в лепнине в половину объема цветка или веточки. В тех случаях, когда необходимо отобразить объемный участок торса и голову изготавливается горельеф. Его формирование требует создания очень устойчивых выпирающих форм, иногда для этого применяют даже армирующие элементы. В цену за барельеф данного вида входит еще и плата за инженерную работу мастера.
Создание эффектной и качественной рельефной картины скульптором-художником, к примеру, в крупногабаритной гостиной будет стоить достаточно дорого – это примерно от 4500 до 20000 рублей за один «квадрат» лепнины. При этом, чем проще по структуре будет рисунок, тем в целом дешевле цена барельефа. Стоит отметить, что на стоимость работы также влияет вес и толщина художественной лепнины. Если объемные элементы изображения выступают на 1-2 см, то это будет дешевле, а при большем объеме цена барельефа возрастает. Самые обыкновенные узоры или орнамент стоят в целом недорого.
Создание объемных портретных картин с изображением эмоционально окрашенной фактуры лица это очень сложная задача даже для самого искушенного мастера художественной лепки. Поэтому цена за барельеф подобного вида рассчитывается в индивидуальном порядке и может достигать до 40000 рублей за картину или даже за 1 м². В том случае если нет необходимости в придании лицу индивидуальных черт, стоимость существенно снижается.
В фирме «DecorStroy» Вы легко сможете заказать установку фресок и фотообоев, а также создание барельефа по ценам соответствующим сложности заказа. Обращайтесь, наши скульпторы-художники готовы качественно выполнить работы по созданию самых сложных барельефов.
Делаем барельеф. Тонировка
В этом мастер-классе мы попробуем затонировать гипсовый барельеф. Делюсь своим способом. Сам придумал, сам делаю, поэтому на правильность не претендую и не навязываю. Попутно объясню почему делаю именно так, а не иначе.
Итак, имеем гипсовую отливку. Изображение может быть любое, главное, что это рельеф (выпуклое изображение). В моём случае, это женский профиль на плоском фоне. Выбор цвета — дело сугубо индивидуальное и вторичное, мы рассмотрим технологию наложения нескольких красочных слоёв. Слои будут из масляных и водных красок. Их можно спокойно накладывать друг на друга, главное давать этим слоям полностью высыхать. Сразу отвечу критикам, что водная краска на масло не ложится, — всё правильно, это нам и нужно. Вот исходная отливка.
Перед началом любых покрасок — грунтуем, гипс даже можно дважды с промежуточной сушкой. Даём полностью просохнуть. Определяемся с цветом, у меня будет зелёный. Имитаций камня, дерева и проч. делать не будем, просто попробуем цветом максимально выявить объём. Для этого нужно покрасить с разной тональностью. Логично, что голова и ободок должны быть светлее, фон темнее.
Всегда красиво, если свет идёт как-бы изнутри изображения. Чтобы наметить эти светлые части наводим краску на масляной основе. Берём равными частями уайт-спирит, подсолнечное масло, масляный лак ( у меня полуматовый, но можно и глянцевый). Добавляем каплю зелёной масляной краски. Приглушаем её немного белой краской.
Перемешиваем, красим аккуратно не залезая на фон. Краска очень жидкая, впитывается моментально. проходим повторно лицо и ободок ( волосы второй раз красить не надо ). Получаем такую картину (маслом).
Видно, что лицо и ободок темнее, чем волосы. Фон совсем белый. Это как-бы негатив нашего изображения, потом всё будет наоборот. Масляная плёнка, в дальнейшем не даст водной краске проникнуть в гипс. Причём на лице плёнка толще (два слоя), а на волосах один слой, значит при покраске водной краской волосы будут немного темнее. Даём как-следует просохнуть.
Теперь красим водной краской. Разводим в воде гуашь или акварель. Я вместо воды обычно беру грунт, хуже не будет, а краска получается плотнее. Барельеф не картина. Не стоит пользоваться слишком яркими цветами. Яркие и контрастные цвета убивают объём, а наша задача наоборот его максимально выявить. Красим.
Движения кистью хаотичные. Водная краска всё равно будет впитываться неравномерно. Это нам и нужно, но от размера кисти будет зависеть степень этой неравномерности. Можно пофонтазировать с фоном, главное, чтобы он не был слишком броским, всё-таки это только фон. Тряпочным тампоном убираем капли невпитавшейся краски с лица и шеи. Можно просушить и пройтись ещё раз. У меня получилось так.
Просушиваем. Теперь нужно выявить объём. Для этого наводим масляную краску. Опять берём по одной части уайт-спирита, масляного лака и подсолнечного масла. Добавляем коричневую краску (у меня Марс коричневый, тёмный, прозрачный). Начинаем закрашивать.
Получается не очень. Добавим в краску немного синей (Голубая ФЦ). Красим. По-моему так лучше. Получился довольно интересный оттенок зелёного.
Прямо по сырому проходим бумажным или тряпочным тампоном. Движения промакивающие.
Получаем такую картину. Главное на этом этапе не затемнить наш барельеф.
Теперь нужно пройтись тёмной краской, чтобы подчеркнуть углубления на рельефе. Этот этап похож на патинирование. Просушиваем рельеф. Готовим патинирующий состав. Патина должна остаться в углублениях и немного неравномерно на фоне. Намешиваем тёмную краску.
Я взял одну часть кузбас-лака, одну часть масляного лака и одну часть уайт-спирита. Попробовал на гипсовом куске.
Подсушил десять минут и протёр тряпкой.
Подходит. Но если есть сомнения по поводу цвета или интенсивности, всегда можно попробовать на обратной стороне отливки. Теперь можно покрасить наш рельеф.
Ждём минут десять-пятнадцать и убираем лишнюю краску тампоном, смоченным уайт-спиритом. Это самый сложный этап нашей работы. Может не получиться с первого раза. Тогда ещё раз красим и убираем. Пока краска сырая, можно переделать. Чередуем промакивающие и стирающие движения. Навык этого действия приходит очень быстро, но только экспериментальным путём. Когда результат устраивает, оставляем.
Потом, после просушки можно покрыть лаком, нанести кракелюры, состарить. Вариантов покраски масса, для любых стен и помещений. Пробуйте и всё получится.
Спасибо за просмотр. Всем творческих успехов.
Барельеф, лепной декор на стене в СПб
Елена — художник по барельефу
Подготовка стены под барельеф
Барельеф лепится непосредственно на стене, подготовка стены состоит из двух этапов — выравнивание стены и грунтовка. Если стена слишком гладкая, то для лучшего сцепления используется бетоноконтакт. Так же его можно изготовить на фанере и затем получившееся гипсовое панно вмонтировать в стену и по необходимости скрыть швы. Высокий объемный рельеф, который выступает над стеной более, чем 10 см подготавливается дополнительно: укрепляется каркасом, сеткой, шурупами.
Лепка.
В лепке используются такие инструменты, как: шпатель, мастерок, мастихины и различные подручные инструменты, после затвердевания панно возможна его шлифовка в некоторых местах наждачной бумагой. Гипсовая штукатурка — очень крепкий и прочный материал, его очень сложно сломать даже нарочно :), поэтому декор стен в технике барельеф будет радовать глаз долгие годы.
Роспись, покраска, грунтовка.
Следующий этап в создании барельефа — тонировка, покраска, роспись акриловыми интерьерными красками. Покрасить можно однотонно, в два цвета (с затемнением в углублениях, например) или несколько цветов. После высыхания краски объемная картина покрывается лаком и работа закончена.
История барельефа
Барельеф на стене в последнее время одно самых модных украшений как частного интерьера, так и общественного. При этом история барельефа (от франц. — bas, низкий), как разновидности рельефа (изображения на плоскости, образующего фон), имеет давнюю историю. Первые, дошедшие до нас, рельефы относятся к эпохе позднего палеолита. Даже знаменитые росписи пещер (Ласко и др.) – это раскрашенные по большей части объемные изображения.
В Древнем Египте рельеф получает большое развитие. Для его сохранения даже был разработан особый вид рельефа — углубленный рельеф — койланаглиф (вырезанный на плоскости контур), что способствовало его предохранению от сколов и, соответственно, лучшей сохранности.
Расцвет переживает рельеф в эпоху Ренессанса, барокко, рококо и классицизма. Тогда и были окончательно определены его разновидности: высокий (горельеф), низкий (барельеф) и средний (меццо-рельеф).
В настоящее время эта классификация рельефа практически не употребляется. Все заменяет термин барельеф, который стал определяющим.
Мы уже говорили, что рельефы могут украсить практически любое помещение. Их делают на стенах, потолках, колоннах … При современных материал они практически вечны. Можно оставить рельеф однотонным, можно сделать дополнительную раскраску. Главное, чтобы рельефное панно вписывалось в интерьер, дополнял его, а не смотрелся неким чужеродным ярким элементом.
Многочисленные сайты предлагают научить делать рельеф своими руками, говоря, что даже начинающие могут создать нечто уникальное. Однако фотографии таких работ говорят об обратном. Выложенные видео помогут понять технику исполнения. Но сделать своими руками рельефную картину на стену высокого качества вряд ли получится.
Помните, что при создании рельефа необходимо учитывать интерьер, его размеры, освещение и цветовую гамму. Иначе он может либо потеряться в помещении с плохим или недостаточным освещением (когда рельеф не будет виден), либо стать чуждым, ярким и «рвущим» колорит помещения пятном.
Обычно, при создании барельефа своими руками, начинающие мастера стремятся применить цвет. Это особенно заметно на работах, в которых изображены пейзажные или флореальные мотивы. Стремясь к иллюзорности объемного рельефа, их начинают активно раскрашивать. А ведь именно монохромный рельеф создает классический эффект и легко вписывается в любой интерьер.
Выбирая сюжет как дополнение и украшение интерьера, необходимо учитывать назначение помещения и его размеры. Если это большие пустые пространства, то рельеф (не очень высокий) может заполнить всю стену целиком, создав необычный и оригинальный интерьер. И, наоборот, чем меньше размер, отводимый под декор, тем эффектнее будет смотреться объемный барельеф, пусть даже и небольшого размера.
Очень изысканно смотрятся работы с несколькими «ударными» объемными элементами. Именно такие работы, несимметричные, с мелкими плоскостными и несколькими крупными объемными деталями был популярен в эпоху рококо, которая создала неповторимые по оригинальности интерьеры.
Поэтому, создавая объем на стене, необходимо учитывать и общий стиль помещения, чтобы стилистика работы естественно вписывалась в общую среду, создавая единую композицию.
Так, в помещениях, оформленных в классическом или неоклассическом стилях, он должен быть симметричным и плоскостным. Достаточно вспомнить классические английские интерьеры 18-19 веков.
А объемный, крупный барельеф больше гармонирует с помещение в барочном или псевдобарочном стиле.
Великолепно смотрится рельеф в помещении, оформленном в восточном (японском, китайском и др.) стиле.
Настенный барельеф: трудоемко, но очень эффектно
Люди издавна стремились придать своему жилищу неповторимость, непохожесть на дома друзей или знакомых. Делали это по-разному: кто-то украшал свой дом настенной росписью, кто-то устраивал огромный и роскошный камин, кто-то развешивал на стенах оригинальные полотна известных художников. Конечно, это далеко не все. Одним из самых эффектных и модных приемов сегодня является барельеф. Это, проще говоря, трехмерная картинка, прикрепленная к стене. Смотрится очень оригинально и вносит новизну в окружающую обстановку.
Сегодня рельеф можно использовать в любой комнате дома. Особую любовь они заслужили в детских комнатах: ребенку как никому другому интересно, когда на стенах оживают уже полюбившиеся персонажи мультфильмов, сказок, комиксов. Тем более изготовить его можно своими руками, и дети могут принимать в процессе непосредственное участие, что еще более расположит их к новым друзьям.
Но украшение детской — не единственное, для чего применяются барельефы. Очень часто они играют практическую роль. Например, если на стене некрасивые шероховатости, потертости или нужно спрятать провода. Иногда нужно просто чем-то занять пустую стену — большой барельеф с легкостью выполнит задачу.
Не следует путать барельефы с декоративной росписью. Во-первых, барельеф — это объемное изображение, во-вторых, в нем, в отличие от росписи, можно пренебречь разнообразием цветов, ведь требуемые оттенки можно получить, устроив грамотное освещение. Тем не менее, несмотря на явные преимущества барельефов, они не очень популярны. Все из-за достаточно высоких цен на такой вид декора.
Самостоятельное создание барельефа — процесс довольно трудоемкий и затратный в финансовом плане. Также требуются большие навыки в работе с подобными объектами. Проще всего создать рельеф на основе гипсовой штукатурки.
Этапы барельефа
- Нужно подготовить стену. Для этого наносится грубая штукатурка, которую требуется просушить. Желательно встроить в штукатурку армирующую сетку, чтобы все элементы рельефа хорошо держались. Далее наносят 2-3 слоя шпатлевки с грунтом, чтобы скрыть шероховатости грубого покрытия. Если помещение достаточно влажное или это фасад, необходима гидроизоляционная пропитка в несколько слоев.
- После того как поверхность готова, нужно распечатать планируемое изображение в реальном масштабе. Издавна для подобных росписей использовали сепию для переноса изображения. Однако при ее отсутствии можно использовать обычную кальку или копировальную бумагу.
- Когда эскиз на стене, нужно подготовить материал самого барельефа. Как было сказано раньше, будет описан процесс создания рельефа из гипсовой штукатурки. Разводим штукатурку водой в пропорции 2:1 и дважды перемешиваем с интервалом в 3-5 минут.
- Используя мастихины разных размеров и форм, наносим первый слой рисунка. Просушивать его нужно в течение 24 часов. Затем с помощью наждачной бумаги и специального наждачного бруска отшлифовать первичный рельеф. Наносим пропитку глубокого проникновения и второй, окончательный, слой штукатурки. При шлифовке сначала использовать крупную «наждачку», постепенно переходя на мелкую. В конце с помощью грунтовки полностью закрыть все царапины, мелкие неровности.
- Еще раз покрыть пропиткой глубокого проникновения и покрасить в нейтральный цвет, такой как белый матовый, бежевый, разные пастельные оттенки. Еще раз следует отметить: нет никакой необходимости красить барельеф, используя разные цвета, т.к. эту функцию выполнит грамотно обустроенное освещение.
Кстати, об освещении. Во время работы следует так установить источники света, чтобы добиться максимальной идентичности тому, как будет освещаться полученное изображение в обычной жизни.
Для изготовления рельефа требуются определенные навыки, чтобы работа не отбила желания ее продолжать либо уничтожить получившееся творение. Выбор сюжета ничем не ограничен: это могут быть сцены из сказок, из мифов, персонажи мультфильмов, что популярно у детей, а также какие-то символы, знаки, имеющие важное значение для хозяев дома.
Итак, барельеф — это поистине произведение искусства. Он может органично вписаться абсолютно в любой стиль интерьера, выполнять практическую и эстетическую функции. Но стоит помнить, что такой вид декора стен, сделанный на заказ либо изготовленный своими руками, — удовольствие достаточно затратное. Но когда такой уникальный объект искусства появится в вашей гостиной, поверьте, вы не пожалеете ни денег, ни времени. К тому же сегодня стало модно возвращение от современных стилей к слегка забытой классике — всегда уместной и стильной.
Барельефы на стене: руководство по выполнению
Барельефами можно условно назвать объемное изображение или композицию на поверхности, сделанную из гипса или полимерных материалов. Барельефы или лепнина были популярны в эпоху роскоши в кругах привилегированной знати. Это было связано с тем, что такой ручной труд требовал определённых художественных и архитектурных навыков, которыми обладали далеко не все. Сейчас же барельефы сохранили свой величественный вид. Но сделать его уже можно и самим. Доступность материалов, пошаговые инструкции для работы позволяют создавать барельефы в домашних условиях, не прибегая к посторонним услугам.
- Виды барельефов
- Необходимые навыки для создания барельефа на стене
- Технология выполнения барельефа
- Особенности нанесения рисунка
- Подготовка поверхности перед нанесением барельефа
- Выполнение барельефа на стене из гипса
- Материалы и инструменты для выполнения барельефа на стене
Виды барельефов 
Существует несколько видов барельефов:
По способу или технике нанесения бывают:
- Высокий рельеф. Он обуславливается выступающими фигурами;
- Низкий рельеф. Выступает на поверхность максимум на половину объема;
- Смешанный рельеф. Сочетание первых двух техник.
Разница между техниками заключается в том, что при технике горельеф (высокий рельеф) изображение наносится как круглая фигура.
По внешним характеристикам бывают барельефы:
- Пейзажные (изображение лесов, гор, природы);
- Сюжетные;
- Багетные или окантовочные;
В зависимости от композиционных решений бывают:
- Многоплановые (создают контрастный эффект);
- Орнаментальные;
- Сюжетно-изобразительные;
- Облицовочные.
Необходимые навыки для создания барельефа на стене 
Безусловно, обладая художественными навыками и минимальным опытом лепки, справиться с созданием барельефа своими руками намного проще. Но их отсутсвие, ни в коем случае, не должно останавливать вас. На современном этапе существуют простые техники и способы, которые могут компенсироваться отсутствием специальных навыков. Например, использование трафаретов. Начинающие мастера привыкли активно их использовать в своей работе. Конечно, если вы столкнулись с лепкой в первый раз, то советуется выбирать не такие затейливые и многоуровневые изображения. Если трафарета нет, то можно использовать и сподручные средства, например, кальку или пленку. Достаточно просто перенести эскиз на кальку. А далее из навыков вам понадобится лишь терпение, аккуратность, старательность и внимание к деталям.
Технология выполнения барельефа
Выполняя барельеф на стену своими руками, следует придерживаться нетрудной технологии, которую можно разделить на несколько небольших этапов.
Этап №1: В первую очередь необходимо определить где будет выполняться барельеф, а также его размер;
Этап №2: Выбор материала, из которого будет делаться барельеф: гипс, шпаклевка, алебастр;
Этап №3: Выбираем эскиз или трафарет будущего барельефа;
Этап №4: Подготавливаем инструменты и поверхность;
Этап №5: Переносим эскиз или трафарет на подготовленную поверхность;
Этап №6: Непосредственное выполнение
барельефа. Само нанесение лепки требует большой сосредоточенности и кропотливости. Выполняя барельеф, необходимо помнить, что в самых широких местах будущего барельефа предварительно согласно эскизу советуется закрепить, например, саморезы или шурупы. Этот создает эффект каркаса и укрепления, чтобы ваша лепка была устойчива. Подобием корсака может послужить и картон, который нужно будет просто доработать с помощью гипса или штукатурки. Для получения раствора материал разводится с водой и наносится на «отпечаток» (оставленный трафаретом, если вы им пользовались). Каждый слой наносится только тогда, когда предыдущий высох. Последним слоем можно нанести грунтовку, чтобы ваша композиция не распалась;
Этап №7: Последующая отделка при необходимости.
Особенности нанесения рисунка 
Особенности барельефов как элемента декора очевидны. Какой бы рисунок вы не выбрали для выполнения барельефа он должен быть чётко подобран под стиль и общий интерьер комнаты. Специфика такого декоративного решения в том, что барельефы подходят не под все помещения. Это связано и с микроклиматом помещения, и его назначением. Например, если барельеф был установлен в детской комнате, то скорее всего он не будет в первоначальном виде надолго. Помещения с повышенной влажностью могут также оказать негативное влияние на материал из которого сделана лепка.
Ещё одной важной особенностью является освещение в помещении. Дело в том, что разная техника влияет на изображение под разным освещением. Если техника низкого барельефа не притязательна, то горельеф любит более открытые пространства в большим количествам света.
Подготовка поверхности перед нанесением барельефа
Барельефы, как правило, выполняются на поверхности, не подразумевающие краску или обои. Это может быть штукатурка, шпаклевка. Подготовка поверхности универсальна. Сначала необходимо выровнять поверхность, а также избавиться от шероховатостей (если это не подразумевает ваша композиция). Для лучшего сцепления с поверхностью при подготовке лучше пройтись грунтовкой. Грунтовка наносится на стену не менее двух раз.
Выполнение барельефа на стене из гипса
Данный материал является одним из ходовых в практике лепки за счет своей податливости во время работы и прочности после высыхания. Гипс применяют не только для создания объемных изображений на стенах, но также и для облицовки каминов, ниш, многоуровневых, классических и купольных арок, перегородок. Особенностью при работе с гипсом — это желательное использование специального набора инструментов. Их можно приобрести в строительных и изобразительных магазинах. Также безусловным преимуществом гипса является то, что он подходит для создания изображений самой разной сложности. А также на него отлично ложатся отделочные покрытия: краска, штукатурка, грунтовка, лак, клей.
Материалы и инструменты для выполнения барельефа на стене
Если вы хотите сделать без труда барельеф на стене своими руками, то необходимо запастись обязательными материалам инструментами, чтобы работа была эффективнее. Помимо подготовки основного материала (гипс, штукатурка, алебастр и.т.д) желательно при себе иметь:
- Емкость для замеса материала будущего барельефа;
- Трафарет или переведенный эскиз;
- Письменная принадлежность (маркер, карандаш, ручка. Понадобится для отметок по эскизу);
- Всевозможные губки из абразива;
- Шпатель;
- Кисточки (можно даже нескольких размеров);
- Ножи и ножницы;
- Скотч;
- Наждачная бумага;
- Инструменты для создания объемных изображений (если возможно приобретения мастихинов нет, то гипс можно и скатать в руке, прикрепить и выровнять непосредственно на стене).
- Молярный скотч.
Как сделать барельеф на стене своими руками: мастер класс
Люди всегда стремятся сделать свое жилище уникальным и красивым. И как бы ни было сложно добиться оригинальности в типовой квартире, выход найдется всегда. Одним из самых нетривиальных и изящных решений является создание барельефа. Многим начинающим мастерам кажется, что это слишком сложная работа, однако это совсем не так. Чтобы вылепить настенное панно, не обязательно быть художником или скульптором. Посмотрев видео с мастер-классом по созданию барельефа на стене своими руками для начинающих, и познакомившись с пошаговой инструкцией, приведенной ниже, вы без особого труда справитесь с поставленной задачей.
Необходимые материалы и инструменты
Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.
Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:
- эскиз изображения;
- полиэтиленовая пленка;
- кельма;
- карандаш;
- маркер или ручка;
- трафареты;
- гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
- специальная грунтовка;
- малярные кисти;
- мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
- скульптурные петли;
- малярный скотч;
- резиновые перчатки;
- для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.
Подготовка
Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.
- Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
- Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.
Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.
Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.
Создание барельефа из гипсовой штукатурки
Начаться работа над барельефом должна с подготовки изображения, которое будут переносить на стену.
Остановить внимание рекомендуется на эскизе с максимально четкой прорисовкой.
Этап № 1. Работа с эскизом
На этом этапе создается и переносится на стену эскиз барельефа.
- Сначала картину переносят на бумагу, которую затем сверху накрывают пленкой и перерисовывают на ней контур. Рисунок можно обводить ручкой, маркером или фломастером. Самое главное, чтобы он не стирался. Изображение готово.
- Теперь подготавливают основание. На стену наносят слой акриловой шпаклевки или марсельского воска. После этого можно обработать стену мелкозернистым гипсом (сатенгипсом), тогда она не будет идеально ровной, и шпаклевка будет лучше прилипать к ней. Это будет основа будущего барельефа. Шпаклевку разравнивают шпателем, затем слою дают немного подсохнуть.
- Когда материал начнет схватываться, примерно через 15–20 минут, на него можно перенести свой рисунок. Пленку закрепляют на стене с помощью малярного скотча. При этом один край нужно оставить свободным, чтобы можно было его приподнимать, когда это понадобится. Затем трафарет на полиэтилене обводят карандашом или другим подходящим предметом, например обратной стороной кисти или стилусом. Изображение впечатывается в стену.
Этап № 2. Основная часть
Теперь переходят непосредственно к формированию барельефа. Это самый длительный этап, в процессе которого изображение постепенно становится рельефным.
- Шпаклевку слой за слоем наносят на стену по нарисованному контуру.
- Каждому слою дают просохнуть, а только потом наносят следующий.
Шпаклевка должна быть в меру густой, пластичной и твердеть постепенно.
- Все детали барельефа прорисовывают мастихинами, а в сложных местах используют скульптурные петли.
Если детали будут очень выпуклыми, то в стену желательно вкрутить саморезы, которые будут армировать конструкцию. Это позволит барельефу сохранять форму и не осыпаться.
Этап № 3. Доработка, закрепление и окраска
Завершающий этап – это закрепление барельефа и его последующая окраска.
- Законченное панно нужно хорошо высушить.
- Потом можно подравнять барельеф наждачкой, загладить шероховатости и острые углы. Здесь важно не перестараться и не убрать слишком много. На этом же этапе подправляют все мелкие огрехи: замазывают щели, прорезывают мелкие детали и т. д.
- Готовый барельеф обрабатывается грунтовкой, а после ее высыхания – краской. Для шпаклевки лучше всего подойдет водоэмульсионная краска.
Совет. Чтобы стена вокруг барельефа не смотрелась слишком ровной, на нее можно нанести слой штукатурки, а потом пройтись по ней сложенным полиэтиленовым пакетом или смятой бумагой. Поверхность сразу станет фактурной.
Создание барельефа из гипса
Отдельно следует разобрать, как сделать барельеф на стене своими руками из гипса, т. к. технология несколько отличается. С этим пластичным материалом, который предполагает множество вариантов, удобно и легко работать и профессионалам, и новичкам.
Для лепки объемных деталей лучше использовать смесь гипса и клея ПВА. По консистенции материал должен напоминать пластилин.
- Необязательно долго формировать слой за слоем каждую деталь барельефа. Для большинства типовых изображений выпускают готовые формы. Их можно найти в специализированных магазинах и отделах для творчества. В формы заливают гипсовую смесь и просушивают ее. Готовые элементы вынимают из форм и приклеивают в нужных местах панно. Несложные композиции могут быть полностью скомпонованы из таких элементов.
- Некоторые детали придется вылеплять вручную и затем прилеплять на стену, например, так делают виноградные кисти или миниатюрный листочек.
- Если детали довольно большие, то желательно внутри формы поместить проволоку, которая будет армировать конструкцию.
- Когда изображение готово, заделываются все щели. Для этого можно использовать как сам раствор, так и герметики белого цвета.
- Готовую картину покрывают грунтовкой, благодаря которой барельеф не будет сыпаться и пачкаться.
Загрунтованный барельеф из гипса при желании можно раскрасить.
Создание барельефа своими руками – вполне посильная задача даже для новичка. Если после прочтения инструкции какие-то моменты остались неясными, обязательно посмотрите мастер-класс по изготовлению объемной картины на стене.