10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пайка самовара своими руками

Самовары

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.

Каждый самовар состоит из нижеперечисленных частей:

Итак, самовар – это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.

(Источник Wikipedia)

Ремонт самоваров на первый взгляд может показаться простой вещью, но это только на первый взгляд. Мы производим практически любые работы по ремонту самоваров, начиная от обычной пайки трещин корпуса (стенок) и заканчивая сложными работами вроде замены колосников и ремонта внутренней трубы (кувшина).

Образец №1

Образец №1 требовал сложного ремонта, так как его кувшин был сгнившим внизу и имел множество повреждений на стенках в местах волочения металла, где стенки очень тонкие. Все нагреваемые жаром детали мы варим при помощи 800-градусного припоя. Также в образце №1 нуждались в пайке носик и ручки.

Образец №2

Образец №2 был не побоюсь этого слова разорван на части какими-то «специалистами» (именно в таком виде он к нам и попал). Самовар изначально имел вальцовку шейки и поддона, которые были попросту оторваны (непонятно зачем, ведь причина обращения клиентов была простой — течь кувшина). Нам пришлось варить все оторванные части при помощи ПСр-45, так как температура горения дров может прогреть эти части значительно выше точки плавления оловянистого припоя. Внутренняя труба (кувшин) была запаяна твердосплавным оловянистым припоем, а за тем покрыта пищевой маркой припоя ПОС-90 для безопасности здоровья.

Фотографии в альбоме «Самовар никель»

Образец №3

Кальяны

Калья́н (перс. قلیان‎ — ghalyân, ghalyun) — прибор для курения, позволяющий фильтровать и охлаждать вдыхаемый дым. Роль фильтра играет сосуд с водой, вином или иной жидкостью. В сосуд вставлена курительная чашка, соединённая с трубкой, конец которой уходит под воду. Выше уровня воды из сосуда отходит ещё одна трубка, к которой прикреплён чубук. При курении в сосуде кальяна создаётся разрежение, благодаря чему дым поднимается сквозь жидкость и через трубку с чубуком попадает в лёгкие курильщика.

Кальян был изобретён в Индии и довольно быстро распространился по всему мусульманскому миру, от Индокитая до Марокко. В Европе он приобрел определённую популярность в XIX в., в связи с модой на восточную экзотику. В России кальян нетрудно приобрести в любом магазине восточных сувениров

Образец №1

Образец №2

Не так давно мы получили заказ из Харьковского кафе отремонтировать три кальяна. дефекты были почти одинаковые, но один из кальянов потребовал замены внутренней трубки мундштука. Сварка производилась при помощи брейзинга ПСРом и последующей пайкой.

Реставрация самоваров

Самовар в настоящее время практически утратил свои водогрейные функции и превратился в средство украшения интерьера. Однако любители посмаковать чай в истинно русском стиле по-прежнему используют самовар по назначению. Как и любой другой бытовой прибор, самовар часто выходит из строя, а ремонт и реставрация самовара порой оказывается непростым занятием. Поэтому лучше предотвратить поломку, чем пытаться ее исправить.

За электрическим самоваром практически и не нужно никакого особого ухода, разве что время от времени применять средства против накипи. С угольным самоваром сложнее — если он закоптился, придется использовать такие средства как Metal Polish или Metal Сleaner. Внешнюю чистку от зеленой патины можно производить уксусным раствором, мелом и содой. Экземпляры в особо запущенных состояниях, а также раритетные дорогие самовары 19 века лучше сразу отправлять на реставрацию самоваров. Ремонт самовара своими руками может привести к полной утере антикварной ценности предмета.

Реставрация самовара обычно состоит из следующих этапов.

  • -подбор и замена трубы,
  • -устранение протекания крана, ручек, иных зон,
  • -исправление вмятин и кривизны,
  • -рихтовка корпуса,
  • -подбор и замена ручек, носика, заглушек, крана, иных отсутствующих или неподлежащих ремонту частей самовара,

С помощью реставрации можно вернуть первозданный внешний вид даже старому, десятилетиями пылившемуся на чердаке изделию. В руках хорошего мастера оно может превратиться в стильный элемент интерьера или же в кухонный прибор, центральную фигуру вечернего чаепития. Конечно, старые большие самовары на 10-20 литров, мало для этого подходят, а вот миниатюрные самоварчики на пару литров вполне могут сгодиться.

Как раз реставрация самовара и решает эти задачи: изделие не только станет отличным декором помещения, но и станет работоспособным. Ведь в процессе ремонта самовара проводится большая работа по восстановлению его внутренней части: она очищается, производится лужение, паяние трещин. Также в процессе реставрации часто приходится выпрямлять погнутые «хромые» ножки самовара, править вмятины и т.д. А вот если корпус самовара испещрен ржавчиной, которая уже «проела» на нем множественные дыры, тут уж ничего не поделаешь. Такой самовар ремонту не подлежит.

Стоимость реставрации

Процесс реставрирования, как правило, очень дорог и целесообразен только в случае ценных, раритетных экземпляров. Это редкие, выпущенные ограниченным тиражом антикварные самовары, зачастую изготовленные с применением благородных металлов. Действительную антикварную ценность представляют изделия, возраст которых начинает от 80-100 лет, а вот советская массовка коллекционерам практически неинтересна. Поэтому реставрировать такие самовары смысла нет, разве что он дорог вам как семейная реликвия.

Автор: Озерова Юлия
Дата публикации: 04.04.2012
Перепечатка без активной ссылки запрещена

  • Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

    Ремонт и реставрация самоваров: спасаем аутентичный декор

    Ремонт самоваров своими руками: как сделать правильно

    Если говорить про капитальный ремонт, то есть не только декоративный, состоять он может из множества пунктов.

    Ремонт самоваров может включать в себя:

    • Рихтовка корпуса;
    • Ликвидация причин протекания трубы и крана, ручек и т.д.;
    • Устранение трещин;
    • Борьба с накипью;
    • Лужение;
    • Замена деталей самовара с предварительным подбором;
    • Чистка корпуса;
    • Финальная полировка корпуса после чистки.

    Реставрация обычно производится профессионалами, но при знании некоторых азов технологии ремонта подобных вещей, самостоятельный ремонт реставрация вполне реальны.

    К слову, если вы обладатель старого самовара, объемов в 15-20 литров, даже самая качественная реставрация вряд ли поможет стать ему действующим предметом для чаепития. Ну а если вы собрались реставрировать маленькие самоварчики, то вернуть им их первоначальный функционал вполне возможно.

    Как реставрируются самовары (видео)

    Лужение самовара: делаем сами

    Металлическая утварь имеет одно не самое приятное свойство – воздух и обычные пищевые продукты действуют так, что со временем поверхность такой утвари окисляется. А окисление влечет за собой покрытие поверхности пленкой, которая для человеческого здоровья представляет определенную угрозу.

    Чтобы с вашим самоваром такой напасти не случилось, и нужно лужение. То есть поверхность самовара, та, которая соприкасается с водой, покроется слоем металла, который менее восприимчив к внешнему воздействию. Чаще всего такой слой представлен оловом, а процесс покрытия оловом и называется лужением. Кстати, не только самовар, но и обычный котелок, чугунок, можно предать этой профилактической процедуре, которая не является ни особо затратной, ни очень сложной.

    Лужение самовара в домашних условиях:

    • Отчистите внутреннюю поверхность самовара наждачкой – там наверняка собрались грязь и окисления.
    • После этого самовар внутри нужно очень хорошо промыть водой.
    • Затем натереть самовар внутри нужно или нашатырным спиртом, или паяльной кислотой.
    • После этого поставьте самовар на плиту, расплавьте в нем немного олова и хорошенько разотрите его паклей. Слой полуды (оловянного покрытия) должен быть на всей внутренней поверхности.
    • В финале работы вы должны убедиться, что слой олова есть на всей внутренней поверхность, плотный и равномерный.

    Если есть такая возможность, для лужения берите чистое олово, без таких вредных примесей как свинец и цинк. Оловом можно покрыть не только внутренний слой, но и все части самовара, соприкасающиеся с водой.

    Ремонт трещин в корпусе (видео)

    Как избавиться от накипи в самоваре: верный метод

    Не решив этой проблемы, ремонт самовара не возможен. Накипь – это осадок, который появляется вследствие кипячения некачественной воды. Фактически вы можете использовать синтетические средства из масс-маркета, предназначенные для выведения накипи в электрочайниках. Но можете и собственноручно изготовить свое средство для борьбы с накипью или сразу несколько.

    Чтобы избавиться от накипи в самоваре, вам понадобятся:

    • Любое магазинное средство с минимум составляющих (дешевое и относительно натуральное);
    • Лимоны;
    • Лимонная кислота;
    • Уксус;
    • Картофельные очистки.

    Первый способ самый простой, но не самый экологичный. Подвергните самовар тем действиям, что предписывает инструкция на средстве. Обязательно сполосните его водой, после того, как все манипуляции будут выполнены.

    Второй способ: в наполненный самовар налейте целую бутылочку уксусной кислоты, нагрейте воду в самоваре до 60 градусов, до кипения не стоит. Пусть эта смесь побудет в самоваре около часа, потом смывайте. Другие кислоты использовать не стоит, они более агрессивные. То есть их опасность не только в частичках, возможно оставшихся на стенках самовара, но и в токсичных парах во время действия кислоты.

    Жаровый самовар своими руками (видео)

    Как лимоном и картофелем спасти самовар от накипи

    Есть еще пара надежных способов, которые решат проблему.

    Устранить накипь можно так:

    • Лимонная кислота. Тридцать грамм лимонки высыпьте в самовар. Воду нужно вскипятить, оставить этот раствор в самоваре на 10-12 часов. Затем хорошенько промойте самовар без всяких специальных средств.
    • Лимоны. 4-5 лимонов разрежьте на кружочки или дольки, забросьте в самовар. Залейте водой и кипятите. А далее, как в способе с лимонкой, 12 часов вода с лимонами будет «работать», после чего вы сливаете ее вместе с накипью, промываете водой.
    • Очистки картофеля. Хорошо промытые очистки поместите внутри самовара. Залейте водой, кипятите, оставьте на 5-10 часов. Затем промойте стенки содой с губкой.

    Каждый способ действенный. Запретный прием – металлическая щетка или нож. Вы просто деформируете стенки самовара, таких жертв борьба с накипью не стоит.

    Самоварное дело (видео мастер-класс)

    Реставрация – большая работа, которая начинается с таких рутинных мелочей, как избавление от накипи и лужение. Ну а далее действуете по обстоятельствам – либо заменяете плохие элементы, либо устраняете трещины и осуществляете финальные работы, декор самовара.

    Пайка твердыми припоями

    И все же, несмотря на то, что низкотемпературная и высокотемпературная пайки представляют собой явления одной сущности, их технология, используемые материалы и оборудование, характеристики получаемого соединения существенно различаются. Что, собственно, и явилось основанием для разделения этих способов. За граничную температуру, разделяющую их, приняты 450°C.

    Отличия высокотемпературной пайки от низкотемпературной

    Важным отличием высокотемпературной пайки от низкотемпературной является повышенная термоустойчивость соединения. Поскольку температура плавления твердых припоев значительно выше температуры плавления мягких, соединение, выполненное высокотемпературной пайкой, способно работать при более высоких температурах, сохраняя все свои свойства. Во многих случаях при выборе способа пайки, эта особенность является определяющей.

    Но есть и то, в чем пайка твердыми припоями уступает пайке мягкими припоями. Относительно высокая температура может вызывать структурные изменения в некоторых металлах. Такое, в частности, наблюдается в чугуне, в котором при пайке могут возникать закалочные структуры, приводящие к повышенной хрупкости металла в зоне шва.

    Высокая температура плавления твердых припоев предъявляет свои требования к источникам нагрева. Они должны обеспечивать расплавление припоев, температура плавления которых достигает иногда 1000°C. Это исключает использование при высокотемпературной пайке удобных паяльников, являющихся основным инструментом при пайке мягкими припоями.

    Резюмируя вышесказанное, можно подвести итог сравнения высокотемпературной и низкотемпературной паек. К достоинствам первой относится высокая прочность и термоустойчивость соединения, к недостаткам — сложность технологического процесса, обусловленная необходимостью прогрева паяемых деталей до относительно высоких температур.

    Применение пайки твердыми припоями

    Пайка твердыми припоями является основным способом при изготовлении металлорежущего инструмента с твердосплавными пластинами. Припаивание последних обеспечивает достаточную прочность соединения и не оказывает отрицательного воздействия на твердость и геометрию режущих пластин.

    Изготовление всевозможных сосудов из цветных металлов и нержавеющих сталей, соединение стальных и медных трубопроводов, работающих под высоким давлением или повышенной температуре в различных системах — холодильных, теплообменных и пр. — также не может обойтись без пайки твердыми припоями.

    Широко используется высокотемпературная пайка при ремонте автомобилей — радиаторов, трубопроводных систем двигателя и трансмиссии, кузовов, различных деталей — везде, где нельзя или нежелательно применять сварку.

    Целесообразно использование высокотемпературной пайки для соединения между собой тонкостенных деталей, работающих при значительных нагрузках и упругих деформациях.

    Для ремонта медных и латунных бытовых изделий, подвергающихся в процессе эксплуатации высоким температурам, высокотемпературная пайка является способом ремонта не имеющим альтернативы. Таких, например, как старинный самовар, растапливаемый дровами. В этом случае мягкие припои не могут применяться из-за неспособности выдерживать высокую температуру нагрева.

    Источники нагрева при высокотемпературной пайке

    Основными источниками нагрева при высокотемпературной пайке являются газовые горелки различных типов, индукторы и печи. Применяется также нагрев электросопротивлением. В быту чаще всего твердыми припоями паяют с помощью горелок.

    Припои

    Иногда используют в качестве припоя и технически чистую медь. Однако гораздо чаще используют пайку медными припоями, представляющими собой соединения меди с другими металлами — цинком, серебром, кремнием, оловом и пр. Каждый из этих элементов вносит свою лепту в технологические свойства припоев. Почти все они снижают температуру плавления (у чистой меди она составляет 1083°C).

    При высокотемпературной пайке используются медно-цинковые, медно-фосфорные, серебряные припои и латуни.

    Медно-цинковые припои. Существует большое количество медно-цинковых припоев (ПМЦ-35, ПМЦ-39, ПМЦ-50, ПМЦ-54, ПМЦ-57 и пр.). Цифры указывают процентное содержание меди. Их используют для пайки бронзы, меди, стали. Недостатком чисто медно-цинковых материалов является плохая работа в условиях ударных, вибрационных и изгибающих нагрузок. Чтобы убрать или снизить этот недостаток используют легирование их другими металлами (например, латуни можно рассматривать как легированные медно-цинковые припои). Легированные медно-цинковые припои используются, в частности, при пайке твердосплавных резцов.

    Медно-фосфорные припои. Медно-фосфорные припои (ПМФ-7, ПМФ-9, ПМФОЦр-6-4-0,03) представляют собой сплав меди с фосфором. Следующая за буквами цифра указывает на процентное содержание фосфора. Припой ПМФОЦр-6-4-0.03, кроме меди и фосфора, содержит олово и цирконий.

    Медно-фосфорные припои относятся к среднеплавким (700-850°C), обладают высокой текучестью и хорошей коррозионной устойчивостью к агрессивным средам. Используются для пайки меди и ее сплавов (бронзы, латуни, мельхиора). Можно их использовать и в качестве заменителя серебряных припоев при ремонте ювелирных изделий.

    Пайка сталей и чугуна медными припоями, содержащими фосфор, не применяется из-за повышенной хрупкости соединения и его неспособности переносить ударные, вибрационные и изгибающие нагрузки. Это вызвано образованием по границе шва пленки фосфитов.

    Отличительную особенность медно-фосфорных припоев является то, что они являются самофлюсующимися. При пайке ими медных изделий, применение флюса не обязательно.

    Латуни. Широкое распространение в качестве припоев получили латуни, которые являются сплавом меди с цинком. Латуни Л62 и ЛОК-62-06-04 дают прочные паяные соединения. ЛОК-62-06-04 отличается от Л62 наличием олова и кремния, обеспечивающих более высокие технологические свойства припоя. Олово увеличивает жидкотекучесть и снижает температуру плавления, а соединения кремния предохраняют цинк от окисления и испарения. Латуни применяются при пайке меди, стали, чугуна.

    Серебряные припои. Серебро является отличным материалом для пайки. Серебряным припоям, которые представляют собой в основном сплав серебра с медью и цинком, принадлежит первое место по растеканию, смачиваемости, прочности и антикоррозионности. Не будь они такими дорогими, можно было бы отказаться от всех остальных припоев, используя только серебряные. Благо они обладают универсальностью и способны паять практически любой металл.

    Припои на основе серебра обозначаются буквами ПСр (ПСр-15, ПСр-25, ПСр-45, ПСр-65, ПСр-70). Марки ПСр-15 и ПСр-25 используются для пайки не очень ответственных деталей. Если требуется получить особо качественное соединение, используют припой ПСр-45, имеющий 45% серебра, 30% меди и 25% цинка. ПСр-45 обладает отличными качествами — вязкостью, ковкостью, жидкотекучестью, устойчивостью против коррозии, способностью выдерживать вибрацию и удары. Припой ПСр-65 не уступает ПСр-45, но слишком дорог.

    Серебряными припоями можно паять практически любой металл — медь и ее сплавы, серебро, стали и пр. Однако в силу их дороговизны пайку серебряными припоями применяют только там, где это экономически целесообразно, в частности, для соединения нержавеющих сталей, относящихся к разряду труднопаяемых и требующих припоев, обладающих хорошей смачиваемостью и позволяющих избежать коррозии, которая может возникнуть в спае.

    Флюсы

    Пайка меди и ее сплавов может производиться с помощью чистой буры, которая является универсальным флюсом для высокотемпературной пайки.

    Используются различные формы выпуска флюсов — жидкости, порошок, кусочки (кристаллы буры, например). Чтобы облегчить их дозирование (избыток флюса так же нежелателен, как и недостаток), используют объединение их с припоем. Делается это разными способами — добавлением в виде порошка в сыпучие формы припоев, обмазкой прутков припоя или помещением внутрь трубочки из припоя, совместным прессованием таблетированных форм.

    Технология высокотемпературной пайки

    Пайка выполняется в такой последовательности. Механическим путем зачищаются стыковые части деталей. Операция необходима для удаления стойкой окисной пленки, которая покрывает нержавеющие стали.

    Детали зажимаются в тисках в требуемом положении.

    Зона пайки промазывается флюсом.

    Зажигается горелка, и устанавливается необходимый режим горения. Пламя должно быть восстановительным, с небольшой нехваткой кислорода (но не до копоти и желтого огня). Пересыщенное кислородом пламя окисляет поверхность металла.

    Производится разогрев паяемой зоны до начала изменения цвета детали (при прикосновении, флюс на прутке должен начать плавиться). Прогревать нужно все соединение, перемещая пламя в разные стороны.

    Осуществляется офлюсовывание стыка флюсом с прутка — трением последнего по стыку. Если используется неофлюсованный пруток, после прогрева кончика, его нужно окунуть во флюс, чтобы тот покрыл его.

    Нагрев зоны пайки доводится до вишневого цвета. Обычно пайка твердыми припоями производится в интервале цветов от темно-вишневого до светло-вишневого.

    Расплавляется припой. При достаточном количестве флюса он легко растекается по зоне пайки, затягивается в стык.

    После окончания операции производится зачистка спая.

    Без сапога и «спецэффектов». Реставратор о самоварах и культуре чаепития

    «Самовар, самоварец, самоварчик». — читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Красавец, душа домашних чаепитий, символ семейного благополучия и неотъемлемый атрибут застолья.

    «У всех творческих людей есть свои пристрастия: у художников, писателей, актеров, а у меня – это борода и усы. Пусть будут. И еще мой бзик – я люблю «железных пузатиков», — загадочно улыбается реставратор и изготовитель железных самоваров Руслан Курбанов. — У кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у меня на полках – самовары».

    Упиваясь чаем и ремеслом

    Не будучи ни художником, ни поэтом, наш герой, безусловно, принадлежит к людям с обостренным чувством прекрасного. «Нравятся они мне», — с нежностью говорит он про самовары. В небольшой своей мастерской реставратор часами выправляет вмятины и повреждения, осваивая медницкие премудрости, мастерит утерянные части, начищает до золотого сияния чумазых, почерневших и позеленевших от времени самокипец. И все это для того, чтоб вернулась в нашу жизнь красота, сотворенная старыми мастерами, чтоб не иссякли добрые традиции, а достались наследникам.

    Вход в таинственную комнату строго воспрещен. Даже для родных. Мой журналистский интерес, видимо, посчитали важным, потому «портал» открыли. На первый взгляд может показаться, что яркие самовары — новодел. Блестят, как будто только прибыли с завода. Даже отпечатков пальцев не найти.

    На самом деле возраст этих красавцев колеблется от 40 до 150 лет! У каждого из них своя заманчивая история и свой хозяин. Заказов у мастера много. Водогреи попадают к нему «страдающие» — без ручек, крышек, ключей, колпачков и с изрядными вмятинами. Все детали изготавливает в основном сам. А бока «оздоравливает» с помощью резиновых молотков и разных загогулистых палочек. Внешний вид некоторых «пациентов» не выдержит даже мужское сердце. Мастер ведет фото-портфолио подопечных «до» и «после». Пролистываю, как фешенебельный журнал, вобравший самые знаменитые фото звезд, применивших на себе «пластику». Впрочем, реставрация, как и в случае с хирургией, не терпит суеты и неосторожности. Недели кропотливой работы. Сначала комок железа, и никакого намека на жизнь. То, что «после», – удивляет.

    В самоварном деле Руслан Мугадович одиночка, я бы даже сказала — эгоист. Упивается он не только чаем из самолично изготовленной посудины, но и неповторимостью своего редкого для Дагестана ремесла. В остальном — обычный махачкалинец.

    Более четырех лет он занимается реставрацией старинных самоваров и делает свои, так сказать, авторские. Творить любит во дворе. Здесь столик, два мотора, паяльник и чемоданчик с инструментами.

    Хотя и самовар давно вышел из повседневного быта, его будущее Курбанову видится весьма перспективным. Уверенность, что времена, когда большой семьей собирались на чаепитие, не прошли, только дает жару в работе. Собственная, авторская коллекция — около 20 самоваров разных форм и объемов. Свои экспонаты предпочитает не «расталкивать».

    «Ни один не продал и не собираюсь! Они ж мне как родные! Каждый последующий – любимый! — говорит он. – Пить чай из самовара приятно, а из сделанного своими руками – вдвойне приятнее. Электрические чайники только и могут, что быстро закипать, и вы не получаете ни истинного чайного вкуса, ни культуры чаепития. Вот и вся цивилизация».

    Сапожные небылицы

    Сложен и многообразен процесс изготовления «пузатого чуда», на это уходит много времени и нервов, но мастер самоварных дел достойно выдерживает все испытания.

    «Ноги начали болеть, стало все тяжелее передвигаться. А без дела я сидеть не могу. Сколько себя помню — все время что-то мастерю, чиню. Попался мне старый, престарый бабушкин самовар. Захотелось, чтоб он заблестел, заработал. Так-сяк повертел и полез за советами в Интернет. Мучился долго. Но получилось. Да еще и как. Вернул ему почти первозданный вид», — с гордостью рассказывает Курбанов.

    Мастер выносит из комнаты свои самовары – «шарик», «пузатик», «рюмочку», «карету». Выстраивает в ряд, как модели на эксклюзивном показе одежды размера плюс сайз. Последний штрих – пайка авторского логотипа, заказанного на московском предприятии.

    «О том, чтобы внести «изюминку» в процесс чаепития, сейчас задумываются многие: и владельцы кафе, и ценители старины. Думаете, что самовар — это исконно русское изобретение? Так-то оно так, да не совсем верно. Приборы по принципу работы самовара были известны ещё во времена античности: в ёмкость, наполненную водой, бросали большой раскалённый камень, благодаря чему вода грелась. Можно сказать, что это и был первый самовар. Позже в Европе стали появляться подобные приборы, уже более совершенных конструкций. В Китае живет родственник нашего самовара. Этакий прибор, в котором тоже есть труба и поддувало», — говорит реставратор, в то время как я разглядываю очередную «пузанку».

    Между прочим узнаю, что прародителем самоваров может быть и железный кувшин, в котором на Востоке заваривали чай. Русские мастера совершенствовали восточные чайники еще с петровской эпохи.

    Спрашиваю, для чего самовару сапог.

    «Адам, — зовет Курбанов маленького внука,- объясни тёте, для чего нужен сапог?»

    «Деда, ты же говорил, что он не нужен, что только в сказках так бывает», — отчитывается мальчуган, точно ученик перед учителем. И тут же пускается в бега за кошкой.

    «Если сверху самовара пристроить трубу длиной до 70 сантиметров, то тянуть так будет, что ух! Работает по принципу печки. Чем качественнее дымоход, тем яростнее огонь. Ленивцы при растопке забрасывают в трубы чуть ли не бревна, которые только и знают, что дым выпускать, вот и наловчился народ сапог применять, чтоб меньше спецэффектов было. По-хорошему, самовар надо растапливать небольшими, тонкими щепками», — объясняет Руслан.

    А как бы такой чай с дымком заварить?

    «Есть один секрет. Хотя и не секрет, наверное, давно. Надо использовать исключительно сухие ветки плодовых деревьев: персики, айвы, вишни, — делится тонкостями знаток, угощая ароматным напитком своих гостей. — Нельзя забывать и о том, что нужно правильно и регулярно ухаживать за самоваром: очищать снаружи и внутри, никогда не оставлять в нем воду. Особенно латунные «пузатики» плохо переносят влагу, поэтому храните их исключительно в сухих, теплых помещениях».

    «Люблю старье»

    Пока пыхтит, выпускает пар и плюется наш «слушатель», Руслан Курбанов потчует рассказами: «Часто встречаются «банка», «рюмка», «шарик», «арбуз», «дыня», «груша». Из самых красивых – «ваза» и «цветок лотоса». Мечта же каждого коллекционера и даже многих музеев – «паровоз», «петух» и «бочонок». Они – большая редкость! Делали их обычно вручную. Оригинальность зависела от мастера, который его создавал. Коллекционеры знают: иногда встречаются самовары, у которых два клейма, так как корпус делал один мастер, а кран и детали отливались другим.

    Я помню, был у нас один такой. Дедуля рассказывал, что изделия тульских мастерских, успевших до революции выпустить самовары только в одном экземпляре или необычных форм, – рельефные, в виде пивной кружки или ракушки – отыскать почти нереально. А если у кого-то на чердаке завалялся серебряный, то стоит он от 4 до 15 тысяч долларов. Раньше подгонка деталей была до миллиметра точной. Кроме того, при ручном производстве металл становится плотнее, а не наоборот».

    Это сейчас Руслан Курбанов знает о «пузатых чайниках» почти все, а когда-то он был водителем автобуса, а еще раньше имел даже антикварный магазин. И как тут не копать под генетическое древо?

    «Мой дед Гаммат был кузнецом. Видимо, от него и передалась предрасположенность к работе с металлом. Кувшины во дворе из того самого моего магазина. Не стал их продавать. Люблю «старье». Есть у меня мечта. В Нижнем Новгороде живет хороший мастер, который тоже делает чудесные самовары, вот бы с ним потягаться за звание лучшего. И поехал бы, если б мог, только здоровье уже не то».

    Реставрация Самовара

    • Авторизуйтесь для ответа в теме

    #1 Оффлайн Wad

    3-4 л. ручки целы, на крышке нет паровичка поддушника, колпачка и одной из ручек, на кране нет деревянной ручки (шуруп). Колосник вроде цел, нет крышки зольника с петлёй.
    Внешний вид на сейчас

    Вопрос к умельцам, как снять дерево ручек ? По краям откручиваются глухие гайки, ось ручки сидит крепко Как лучше выбить, чтоб не повредить ?
    Дерево сохранившееся нормальное. Материал медь с серебристым покрытием, 30% покрытия повреждено, буду ободирать до меди, затем полировать. Может кто какую химию знает ?
    В верхней части, на которую ложиться крышка — У-образная трещина длинной около 10 см, паять лучше медью или таки пищевым оловом, склоняюсь больше к меди.
    Одна ножка отломана, сохранилась, была паяна похоже припоем ПОС, хочу запаять медью, пруток меднофосфорного припоя для меди, сплавов и серебра, бура, горелка насадка на газбалон как для зажигалок и ещё одна поменьше в виде пистолета, есть . Нет ли несложного способа (без скальпелей и иголочек) удаления ПОС припоя с поддона и отломанной ноги, т.к. слышал,что ежли полностью не счистить — то будет сгорать и медь и припой
    Похоже придётся снимать кувшин, чтоб получить доступ для запайки изнутри трещины, соответственно потом лудить пищевым оловом, придётся покупать в запасе нет
    Видел в сети видеоролик, как дядька разбирал самовар — снимал ручки, краник, колбу, и после чистки всё это ставил назад.
    Недостающие запчасти, как уже понял, можно поискать в интернете. Что не найду сделаю сам.

    Клеймо
    Без ноги
    Нога
    Колосник
    Выжившее дерево ручек
    Верток и выжившие части ручки крышки , дерево утеряно
    Трещина вид снаружи
    Трещина вид изнутри

    Накопал в инете оригинальный способ разборки

    разбираются они очень легко-закочегаришь его без воды-он распаивается,они же оловом паяны,оно растекается,и просто по запчастям разбираешь.

    Чистка призводится так-самовар обматывается туалетной бумагой,и обливается кислотным электролитом,это та же кислота,стоит недорого и продается в любом автомагазине. В этом виде он стоит от часа до нескольких,в зависимости от качества покрытия. Бумага не дает кислоте стечь.Это все надо делать либо в пластмассовом тазу либо вообще на улице. Если просто в ванне-то ей капут,кислота ее испортит. После этой процедуры нарушается связь бронза-никель,и самовар нормально полируется войлочным кругом.Иногда приходится «помогать» и шкуркой-мелкашкой. Но кругом полировать его тяжело,он сам много весит и есть проблемные места-где ручки.У меня были самодельные насадки,и кружки из валенок,чтоб все прополировать.
    После этого самовар блестит как золотой.

    Читать еще:  Приспособление для пайки полиэтиленовой пленки
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    ×
    ×