62 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Холодная пайка проводов

Как правильно спаять провода между собой — медные провода и скрутка

Спайка проводов – это обязательный комплекс мероприятий, задача которых – установить электропроводку в помещении. Качественное соединение жил пайкой, соединение проводов в распределительном щитке, правильная скрутка – это факторы, от которых зависит долговечность и работоспособность электрической проводки.

Преимущества и недостатки пайки электропроводки

Чтобы правильно спаять провода, нужно ознакомиться с достоинствами и недостатками метода. Несмотря на существующие аналоги, этот способ считается самым распространенным и востребованным, особенно в электронике.

  • Надежность. Важный параметр – наличие и величина переходного сопротивления. Чем оно ниже, тем лучше. У пайки этот параметр чрезвычайно мал. По надежности пайка уступает сварке только в одном случае – если работы приходилось выполнять в экстремальных условиях, например, в среде с запредельно высокой или низкой температурой, воздействии агрессивных сред. Если речь идет о квартирной проводке или загородном доме, подобные факторы исключены.
  • Соединение не нуждается в обслуживании.
  • Универсальность использования. С помощью пайки удается соединять одножильные и многожильные провода с разными площадями сечения, в любых комбинациях. Такая универсальность позволяет решить много нестандартных и трудновыполнимых задач. К тому же использование флюсов обеспечивает надежное соединение медных и алюминиевых жил.
  • Низкая стоимость соединения. Для проведения работ понадобится паяльник, припой и флюс. Стоимость мала, а расход экономичный.
  • Низкая технологичность. Для проведения работ требуется выполнить много подготовительных мероприятий, отсюда следует высокая трудоемкость.
  • Потребность в квалификации исполнителя.

При пайке изменения в материях происходят на молекулярном уровне, поэтому предварительно спаиваемые детали подвергаются основательной подготовке.

Что нужно для пайки электропроводки

Перед тем как запаять провод, готовят рабочий инструмент и расходные материалы. Для выполнения работы потребуется следующий список инструментов:

  • Обычный бытовой паяльник, мощность которого колеблется в пределах 40-100 Вт. В качестве аналога используют сварочный аппарат, на котором есть возможность управлять температурой жала, что упрощает процесс пайки.
  • Мелкий напильник для зачистки жала паяльника.
  • Нож для удаления изоляционного слоя.
  • Пассатижи для скрутки.
  • Канифоль, предназначенная для лужения поверхности.
  • Припой для спайки разных материалов, в качестве аналога используют бескислотные флюсы.

Пайка алюминиевых и медных проводов несколько отличается видами используемых припоев.

Как правильно запаять провода

Процесс пайки может несколько отличаться в зависимости от используемых материалов. Разные способы предусматривают применение разных паяльных составов и флюсов. Чаще всего пайка проводов проводится при соединении медных проводов с площадью сечения до 6 мм.кв.

При выполнении работ соблюдают следующий алгоритм:

  1. С проводов снимается изоляционный слой приблизительной протяженностью 5-6 см.
  2. Разогревают рабочий инструмент и им покрывают поверхность слоем канифоли или флюса. Первый плохо работает на окисленных поверхностях, при глубоком проникновении в скрутку важно предварительно тщательно обрабатывать материалы.
  3. Прогревая провод с помощью разогретого инструмента с припоем на жале, важно достичь равномерного распределения припоя по всей обрабатываемой поверхности.
  4. При пайке скрутки специалисты должны заполнить припоем все неровности.
  5. По окончании выполнения работы все скрутки тщательно изолируют при помощи специальных насадок, изоленты и термоусадочной трубки.

Если требуется работать с алюминием, важно учитывать его высокую скорость окисления при контакте с кислородом. Образующаяся пленка не позволяет создать надежное сцепление металла с припоем.

Окись удаляется механическим способом, далее поверхность обслуживается. Алгоритм соединения алюминиевых жил зависит от разновидности используемого флюса и площади сечения. Для нагревания, как правило, используют газовую горелку.

Порядок пайки жил площадью 4-10 мм.кв:

  1. На концах жил длиной 5-6 см удаляется изоляционный слой.
  2. Для получения металлического блеска жилы зачищают надфилем, наждачной бумагой или ножом.

Работы не отличаются быстротой, однако высокое качество и долговечность соединений стоит потраченного времени и сил.

Как паять медные и алюминиевые провода

Медный провод тщательно зачищают, потом погружают в канифоль. Специалист расплавляет несколько капель припоя и для лужения провод погружают в расплавленную массу. Процедура выполняется осторожными и равномерными движениями.

Припой для пайки должен прикрывать поверхность провода минимально, насколько это возможно. Излишки удаляют раскаленным паяльником. В ходе выполнения работ красный оттенок медного провода должен измениться на серебристый.

Если работа предстоит с многожильными паяльниками, каждая проволока должна быть раскручена и лишь после лудится. Далее все возвращается в исходное положение.

Алюминиевый провод перед пайкой электрических проводов требуется зачистить, после чего равномерно распределить по его поверхности ранее подготовленный флюс. Далее провод из алюминия тщательно натирается небольшим куском тиноля и прогревается пламенем газовой горелки. Такие манипуляции позволят эффективно избавиться от оксидной пленки.

Чтобы увеличить показатель качества соединения однопроволочных проводов, используется скрутка из залуженных проводов небольших размеров. Все образующиеся полости заполняются тинолем.

Следующий этап – соединение медных и алюминиевых проводов. Для этого восстанавливают изоляционный слой. Для сухих помещений можно использовать только хлопчатобумажную изоленту.

Рекомендации, меры предосторожности

Следует ознакомиться с рекомендациями, которые позволят качественно выполнять поставленные задачи:

  • При выборе паяльника нужно обращать внимание на модели, оснащенные дополнительно конусами, иглами и комплектом сменных наконечников.
  • Прежде чем приступать к выполнению пайки, нужно особое внимание уделить зачистке жала. Если наконечник слишком загрязнен, всю грязь удаляют с помощью паяльника. Вспомогательно можно использовать куски дерева или картон.
  • При изменении длины паяльника также изменяется температура нагревания инструмента.
  • Во время нагревания рабочего элемента не рекомендуется паяльник оставлять «сухим». Нужно жало регулярно опускать в канифоль.

Важно соблюдать меры предосторожности. Работать нужно в средствах индивидуальной защиты: специальная одежда (спецовка), очки и перчатки. Нельзя оставлять открытые участки тела, в противном случае могут образоваться сильные ожоги.

Все о холодной сварке

Что собой представляет холодная сварка металлов? Технология, названная сваркой, как таковой не является в обычном понимании этого процесса. По сути, это своеобразное склеивание металлических изделий при помощи сварочной массы, которая проникает внутрь верхнего слоя двух частей металла, соединяя их прочно. И хотя сам процесс проводится под давлением, монолитность сварочной конструкции определяет именно сварочная масса. А точнее сказать, глубокая пластическая деформация и металла, и массы.

Сама пластическая деформация воздействует на верхний слой металлов, который покрыт часто оксидным слоем. Поэтому расстояние между двумя частями становится настолько близким, что кристаллические решетки на молекулярном уровне практически соединяются между собой. По сути, происходит химическая реакция соединения.

Преимущества холодной сварки

Применение холодной сварки дает возможность соединять детали из цветных, благородных и черных металлов, плюс соединять между собой разнородные металлы (медные напайки на алюминиевые жилы кабелей или проводов). В основном этот способ используется, если появляется необходимость соединения металлов, которые не выдерживают высоких температур.

К достоинствам еще относятся:

  • Отсутствие деформации склеиваемых изделий, потому что отсутствует нагрев.
  • Повышенная надежность шва и его аккуратность.
  • Полное отсутствие отходов.
  • Никаких затрат энергоносителей.
  • Опыт для проведения холодной сварочного процесса не нужен.
  • Не нужны и инструменты.
  • Стопроцентная экологичность процесса, без выделения газов и дыма.
  • В некоторых ситуациях это единственно возможный вариант (ремонт емкостей, в которых хранятся взрывоопасные материалы).

Характеристики и состав холодной сварки

По сути, это клей, в который входят:

  • Эпоксидная смола, которая обеспечивает пластичность и однородность сварочной массы. Она является основной.
  • Металлический компонент – это наполнитель.
  • Добавочные ингредиенты. Список большой, чаще всего производители используют серу.

Рынок предлагает два вида: клей холодная сварка однокомпонентный (готовый) и двухкомпонентный.

На качество соединения влияет сам состав (компоненты), чистота свариваемых поверхностей и правила использования холодной сварки. Если все условия соблюсти, то сварочный шов получится прочным. Правда, необходимо обозначить, что шов, изготовленный любым другим видом сварки, намного прочнее. Поэтому использовать холодную сварку можно только для проведения соединения ненесущих конструкций и мелкого ремонта.

Состав клеевого компонента может меняться, и он будет зависеть от того, какую температуру материал выдерживает. Инструкция по применению определяет данный показатель, и если соблюдать ее требования, то сварной шов должен получиться прочным и будет выдерживать указанный в инструкции температурный предел.

Основные виды клеев для холодной сварки могут выдержать температуру до +260С. Но есть на рынке и виды, у которых температурный предел достигает +1316С. Их используют в тех местах, где обычные виды сварочных процессов применять не удается.

По своему составу используемый клей может быть:

  • Пластилинообразным, это брусок, который перед применением надо размять.
  • Жидким. Это двухкомпонентный вариант с добавлением в основу отвердителя.

Виды холодной сварки

  • Точечная. Само название говорит за себя, сварка производится не швом, а точками.
  • Шовная.
  • Стыковая. Используется для соединения тонких металлов встык.
  • Со сдвигом. Используют для соединения трубных конструкций, когда труба меньшего диаметра вставляется в трубу с большим диметром.
  • Тавровая. Этот способ соединения используется в электрических сетях высокого напряжения для сварки шпилек с выводами проводов.

По своему назначению сварочный клей делится:

  • для сваривания металлов;
  • для ремонта автотранспорта, он специально для этого разрабатывался;
  • универсальный вариант, с помощью которого можно склеивать металлы с другими материалами: деревом, пластиком и прочими;
  • для сваривания деталей, работающих в условиях высокого температурного режима, это так называемая термостойкая холодная сварка;
  • для специальных условий, к примеру, можно процесс проводить под водой.

Как пользоваться холодной сваркой

Использовать холодную сварку для металлов (инструкция к клею прилагается) может любой начинающий мастер. Здесь нет сложных операций и хитрых инструментов. Все, что вам потребуется, это:

  • сам клей;
  • ацетон для зачистки поверхностей соединяемых металлов;
  • зажимы, струбцины (не всегда нужны);
  • наждачная бумага, если необходима грубая зачистка.

Технология работы с холодной сваркой

  1. Подготовительный процесс, в который входит зачистка поверхностей двух соединяемых деталей. Их обезжиривание ацетоном. Нужно добиться, чтобы поверхность стала шероховатой, поэтому используйте крупнозернистую наждачку.
  2. Если для соединения используется жидкий клей, то его надо смешать с отвердителем. При этом обычно выделяется температура. Если используется «пластилин», то перед нанесением его надо руками хорошо размять.
  3. В рабочем состоянии клей держится не более трех минут, поэтому его быстро нужно нанести в зону сваривания.
  4. После чего два металлических изделия соединяются между собой. Для создания давления можно использовать зажимы, хотя это необязательное условие.

Сколько сохнет холодная сварка? Все зависит от ее состава и производителя, но диапазон достаточно широкий: от 1 часа до 8.

Внимание! Застывает холодная сварка быстро, поэтому рекомендуется перед ее применением смочить руки водой, чтобы клеевой состав к ним не прилип.

Вот такая простая технология, которая отвечает на вопрос, как работает холодная сварка. Если строго следовать инструкции, то сварочный шов должен получиться прочным. Не стоит заниматься самодеятельностью, которая обязательно приведет к нарушению характеристики холодного соединения, для чего и прилагается инструкция.

Когда дело касается холодной сварки для чугуна, то в большинстве случаев клеевой состав не применяется. Здесь совершенно другие сварочные технологии, в которых используются электроды, но нагрев металла не производится. Технология холодной сварки чугуна на самом деле очень сложная, и ее неопытному сварщику самостоятельно не провести. Клеевой состав можно использовать для мелкого ремонта или временного решения проблемы.

Холодная сварка – рекомендации к применению

Чаще всего этот вид соединения используется для проведения ремонтных работ в автомобилях. Таким способом свариваются глушители, радиаторы, бензобаки. Самое главное – правильно выбрать состав по назначению. Имеется в виду, что детали и узлы, работающие под высокой температурой, требуют применения термостойкого материала. Нельзя использовать для сварки металлов клей универсального вида. Лучше применить состав, в который входит металлический наполнитель.

Ни в коем случае не используйте холодную сварку для деталей, вид эксплуатации которых проводится под давлением. У этого сварного шва низкий показатель прочности на разрыв, работать шов в таких условиях долго не будет. Используя процесс холодного сваривания, необходимо понимать, что чем выше температуру шов сможет выдержать, тем выше у него прочностные характеристики.

Как видите, у холодной сварки великолепные свойства. И самое важное из них – это простота применения. Обязательно посмотрите видео – что такое холодная сварка – размещенное на этой странице нашего сайта.

Чем заменить паяльник в домашних условиях

Пайка металлов основана на разогреве кромок деталей и их соединении при помощи добавления между ними присадки. В быту (чаще всего) используются оловянные припои. Не в каждом доме есть паяльник, но бывают ситуации, когда без пайки не обойтись. Тогда и возникает вопрос о замене паяльника в домашних условиях. Есть несколько вариантов решения проблемы.

Чем заменить паяльник в домашних условиях

Важно понять, что помимо самого устройства для пайки потребуются:

  • канифоль — вспомогательное средство для соединения тонких медных проводов;
  • паяльная кислота, флюсы — для работы с различными сплавами;
  • оловянный припой — материал, за счёт которого будет создано неразъёмное соединение.

Перед началом работ детали следует зачистить, по возможности — обезжирить ацетоном.

Простейшее устройство для пайки

Перед изобретением электрических паяльников использовались ручные — в виде заточенных медных стержней разного диаметра: 2–3 и более мм. Если такой пруток есть, можно использовать его для пайки. Способ подойдёт, если требуется быстро припаять пару-тройку проводов, а покупать новый паяльник нет необходимости.

В качестве жала можно взять, например, стержень неисправного (сгоревшего) электроинструмента.

Для нагрева лучше использовать пламя газовой горелки или разогревать стержень на плите. Чтобы было удобно работать, рекомендуется сделать самодельную рукоятку, в крайнем случае — удерживать жало плоскогубцами.

Тонкие провода можно соединять при помощи медной проволоки среднего диаметра и обычной парафиновой свечки.

Применение сварочного карандаша — «Холодная сварка»

Это цилиндрические стержни, которые в своём составе имеют особые компоненты. При нагревании такого карандаша элементы его начинки смешиваются и позволяют соединять:

  • медные провода — средние и толстые;
  • бронзовые, латунные и медные детали;
  • стальные и чугунные изделия.

Чтобы использовать продукт, следует учесть, что кромки требуется подгонять как можно плотнее друг к другу. Карандаш поджигается при помощи обычной зажигалки, горит (в среднем) около 20 секунд. Поэтому к работе нужно тщательно подготовиться.

Минусы: с тонкими проводами и деталями работать будет не слишком удобно, возникает риск прожечь их.

Есть специальные стержни для работы с пластиковыми и композитными материалами. А в ряде случаев пайку можно заменить «холодной сваркой» — так называют группу разных составов, которые помогают заделать трещины, раковины, отверстия в металлических и неметаллических изделиях. Каждая фирма предлагает свой продукт, и разные виды «сварки» дают разный эффект. Некоторые позволяют устранить дефекты на деталях автомобилей.

Как запаять небольшое отверстие без инструмента

Метод хорош, если отверстие не более 6–7 миллиметров, удобно при ремонте, например, посуды, когда паяльника нет под рукой. Этапы работы:

  1. Тщательно зачистить повреждённые поверхности. Обязательно удалить эмаль, если она есть.
  2. Протереть ацетоном и засыпать поверхность канифолью.
  3. Положить оловянный припой сверху.
  4. Нагреть посуду любым способом: горелкой, не плите, керосиновой лампой.
  5. После расплавления олова убрать пламя.

Это простейший способ ремонта в полевых условиях.

Пайка с помощью аккумулятора

Работать с таким устройством возможно даже на высоте, электричество для пайки не потребуется. Нужно взять:

  • олово+канифоль;
  • аккумуляторную батарею;
  • электрозажим «крокодил»;
  • два не слишком тонких провода;
  • графитовый карандаш, зачищенный с обеих сторон.

Рекомендуется использовать прутки с припоем и канифолью внутри, это облегчит работу (пайку):

  1. Скрутить два провода.
  2. Сверху намотать пару витков оловянного прутка с канифолью.
  3. Один провод соединить с «плюсом» АКБ и проводами, которые требуется соединить.
  4. Второй — с «минусом» — к зачищенному кончику графита карандаша.
  5. Если аккуратно прислонить вторую сторону карандаша к месту пайки с оловом, произойдёт короткое замыкание, припой расплавится и получится надёжное соединение.

Вместо карандаша лучше использовать специальные графитовые электроды, которые продаются в магазинах со сварочным оборудованием.

Рекомендуется предварительно потренироваться на не очень ценных обрезках меди, латуни или проводах.

Очевидно, что обойтись без паяльника вполне возможно: иногда понадобятся дополнительные приспособления (сварочный карандаш или кусочек «холодной сварки»), а иногда можно обойтись подручными средствами. Всё зависит от конкретной ситуации.

Пайка для начинающих

В этой статье приводятся рекомендации по выбору оборудования и материалов для качественной пайки, а также некоторые общие советы.

Для начала разберемся с процессом пайки. Пайка это процесс образования механического и электрического контакта между металлическими поверхностями, способного выдерживать значительные механические нагрузки. Пайка образуется при высоких температурах (от 180 до 250°С) спаиваемых поверхностей и расплавленного олова. Для качественной пайки недостаточно нагреть одну поверхность с оловом и прислонить к ней другую: обязательное условие образования надежного контакта — равные температуры спаиваемых поверхностей. Естественно что добиться этого можно только при помощи верно подобранного инструмента.

Важное замечание: низкая температура жала паяльника приведет к размягчению припоя но не к его расплавлению. Результат — холодная пайка (узнать можно по зернистой структуре контакта). Перегретое жало — чрезмерное выпаривание припоя. И тот, и другой дефект приводит к рассыпанию / расслоению контакта через некоторое время эксплуатации.

Не нужно забывать и о предельных температурах электронных компонентов: пайка при температуре

250°С не должна проходить более 10 сек. Это уже закон проверенный временем: интегральные компоненты можно запросто пережечь.

Подводя итог выше сказанному определим требования для паяльного оборудования радиолюбителя:
1. Желательно приобретать не просто паяльник, а паяльную станцию. Скажете дороже? Да, но не на много. Цены на хорошие паяльные станции начинаются от 800 руб. Дороже чем паяльник на радиорынке? Но зато какие преимущества: регулируемый диапазон нагрева (вероятность пережечь компоненты спадает на нет); поддержание постоянной температуры жала (жало не перегорает — снижаются затраты на расходники); важная особенность всех паяльных станций — наличие подставки под паяльник (вещь необходимая) и ванны для очистной губки — не захотите покупать станцию будете искать эти вещи отдельно.
2. Мощность паяльника вещь во многом определяющая качество пайки. При пайке печатных плат вполне достаточно паяльника с мощностью 25-40 Вт. Лично я уже 10 лет пользуюсь станциями с мощностью 40 Вт и не знаю проблем. Конечно при пайке проводов сечением в 10 мм : вам и 100 Вт будет мало — но здесь речь идет о пайке плат.
3. Напряжение питания — на территории России стандартом является напряжение 220 ±10% В, 50 Гц. Хотите паять подключаясь к сети электропитания — покупайте паяльник / станцию с таким питанием. Для пайки в автомобиле или в местах где сложно найти розетку можно найти паяльник с питанием 12/18/24 В или газовые паяльники.
4. Важный параметр при пайке плат — форма жала. Сейчас для паяльников / станций предлагается широкий ассортимент жал — лопатка, конус, игла и т.д. Какое выбирать дело ваше: каждому удобно паять тем чем он привык. Я пользуюсь лопатками разных размеров.
5. Немаловажный параметр — стойкость жала. Вы можете найти термостойкие жала которым не страшен длительный перегрев. Удобно, но дорого.
6. Нельзя не упомянуть о антистатических паяльных станций. Если вы готовы выложить более 100$ за паяльную станцию — вы получите антистатическую защиту (полезно при пайке полевых элементов и других капризных бяк). Нет таких денег — не расстраивайтесь — можно самостоятельно доработать станцию / паяльник: заземление жала в большинстве случаев помогает. Это конечно не та антистатика, которая есть в навороченных станциях, но помогает не хуже.

Ну как, обзавелись паяльным оборудованием? Следующий шаг — расходные материалы. Вам понадобится флюс — для удаления окислов с контактных площадок плат и выводов компонентов и припой.

Выбор флюса — отдельный вопрос. Ваш дедушка паял с канифолью — снисходительно улыбнитесь — раньше другого не было. Чем плоха канифоль — канифоль, спиртовой канифольный флюс относятся к категории активных флюсов. Главный недостаток — при высоких температурах удаляется не только оксид металла — удаляется и сам металл. Посмотрите на жало дедушкиного паяльника — все в рытвинах, черное и с зазубринами. Это действие канифоли. Другой главный недостаток — очистка платы после пайки с канифолью большая проблема. Смыть остатки можно только спиртом или растворителями (да и то, порой проще отковырять чем-то острым). Остатки флюса на плате не только некрасиво с эстетической точки зрения, но и вредно. На платах с малыми зазорами между проводниками возможен рост дендритов (проще говоря, замыканий) вызванных гальваническими процессами на загрязненной поверхности.

Каков же выход — на современном рынке материалов можно найти широкую гамму флюсов, которые смываются обычной водой, не разрушают жало паяльника и обеспечивают высокое качество пайки. Продаются такие флюсы, как правило, в шприцах, что очень удобно для использования.

Выбор припоя. Дедушка порекомендовал вам оловянный прут сечением 10 мм? Еще раз улыбнитесь. Сейчас для пайки пользуются припойной проволокой сечением от 1 до 5 мм. Наиболее распространены 1,5-2 мм многоканальные припои. Многоканальность означает, что внутри оловянной проволоки расположены несколько каналов флюса, который обеспечивает образование ровной блестящей и надежной пайки. Продается такой припой в мотках — на радиорынках, в колбах — в которых он находится свернутым в спираль, и в бобинах (в них количество припоя такое, что его хватит не на один год).

Активатор жала. Активатор жала или TipCleaner продается в очень маленьких баночках. Он необходим для увеличения срока службы жала паяльника. Перед каждой пайкой и после неё (имеется в виду в начале и в конце работы) опустите жало в эту баночку. На нем образуется защитное покрытие, препятствующее образованию нагара.

Ну что, готовы к пайке? Последнее что вам нужно — ручной инструмент: нож, кусачки, пассатижи. Если в процессе работы понадобится что еще — поймете сами.

Перед тем как паять плату необходимо подготовить рабочее место: позаботьтесь о емкости с низкими бортами и достаточно большой площадью для мусора — откусанных выводов и снятой оплетке. Очень хорошо подходит пластиковая одноразовая тарелка (не стоит касаться её жалом разогретого паяльника:). Позаботьтесь и об освещении — свет должен падать на плату так, чтобы рука с паяльником не закрывала его.

Теперь вы настоящий ПАЯЛЬЩИК (правда, еще не опытный, но это наверстывается).

Прежде чем приступить к пайке разберитесь с платой. Если вы делали её самостоятельно — скорее всего она без паяльных покрытий: голая медь. Перед пайкой все контактные площадки придется облудить: покройте их флюсом и нанесите олово паяльником так, чтобы не закрыть отверстия в плате. При правильно подобранной температуре и хорошем флюсе, олово с жала паяльника само «обтечет» всю контактную площадку, как только вы её коснетесь. Не стоит брать на жало паяльника огромные капли олова: касаетесь жалом прутка и через секунду на жале будет необходимое количество.

Плата, покрытая оловом — промышленное изготовление — избавляет от этой работы, но и стоит соответственно.

Плата готова? При необходимости удалите остатки флюса и можете приступать к пайке.

Одна из основных ошибок начинающих радиолюбителей — компоненты паяют, а потом откусывают лишнюю длину ножек. При этом качественного контакта добиться сложно — повышенный теплоотвод и усложненный доступ жала к месту пайки только ухудшают образование надежного соединения. Формуйте выводы компонентов и обрезайте их перед пайкой.

Как я уже отмечал — при правильной технологии олово будет «обтекать» контакт самостоятельно. Обращайте внимание на состояние выводов компонентов: серые матовые выводы — окисленные. Придется лудить с флюсом. Будьте осторожны — можно пережечь компонент. Хотите избежать неприятностей — покупайте компоненты в радиоэлектронных магазинах — там они правильно хранятся.

Что нужно знать о соединении проводов?

Пайка проводов – неотъемлемая процедура при монтаже электропроводки. Качественно выполненная пайка, соединенные провода в распределительной коробке, правильная скрутка – все это позволяет сделать долговечную электропроводку.

Сегодня продолжают использоваться электропроводки, выполненные из алюминиевого и медного провода. Стоит отметить, что качество и долговечность медных проводов делает их выгоднее для потребителей, несмотря на стоимость материала.

Способы соединения проводов

Опираясь на ПУЭ, для соединения проводов электропроводки допустимы определенные способы. Таким образом, выделим общепринятые способы соединения проводов.

  1. Опрессовка;
  2. Клемники;
  3. Пайка;
  4. Сварка.

Как паять провода при помощи паяльника своими руками?

Первым делом стоит задуматься о подготовке рабочего места надлежащим способом: все необходимые материалы и инструменты должны находиться на своих местах для того, чтобы в процессе работы не возникали трудности и проблемы. Разумеется, понадобятся определенные вспомогательные средства, без которых попросту не обойтись.

  • Канифоль;
  • Флюс;
  • Подставка для паяльника;
  • Паяльник;
  • Губка для удаления с жала паяльника загрязнений, мешающих производить пайку электропроводки.
  1. Предположим, нам требуется соединение двух медных проводов между собой (провода могут быть многожильным или одножильными). Разница между соединением рассматриваемых элементов в том, что для многожильных проводов потребуется предварительная скрутка для их фиксации и удобства последующей пайки.
  2. Если имеются многожильные провода, а скрутка уже выполнена, можно приступать к лужению материала. Выполнять подобную процедуру следует так, чтобы припой (тиноль) эффективно воссоединялся с поверхностью провода.
  3. Как только элемент залужен, начинаем покрывать его паяемую поверхность припоем: расплавьте небольшое количество припоя, нанесите его на жало (наконечник) паяльника, после чего поводите жалом по намеченному участку провода. В идеале, тиноль должен покрыть участок залуженного провода тонким слоем.
  4. Далее для обработанных подобным образом проводов потребуется скрутка между собой и прогревание при помощи паяльника (для проводов малого сечения).
  5. Если нужна скрутка рабочих элементов большого сечения, процедура будет иметь несколько другую последовательность: скрутка лудится (прогревается паяльником, погружается в канифоль, либо лудиться другим способами); скрутка контактов прогревается, после чего производится нанесение припоя до того момента, пока не будет достигнута требуемая цель. Таким образом, получится отличная и качественная скрутка контактов.

Стоит обратить внимание: при нагревании скруток электропроводки, разогрев желательно начинать с дальнего конца от изоляции. В противном случае прогреваемая скрутка может навредить изоляционному слою.

Технологическая часть

Во время соединения проводов электропроводки необходима их пайка, о прессование, сварка, либо соединение при помощи клемы. В распределительной коробке соединения шлейфов должны обладать высоким качеством, долговечностью, так как пайка шлейфов электрической сети в квартире или доме производится на долгие годы.

Выше были упомянуты четыре способа соединения проводов электропроводки. Стоит отметить, что ранее считалась нормой скрутка проводов в специальной распределительной коробке путем механического воздействия. Сегодня же скрутка, как способ соединения шлейфов электропроводки, запрещена ПУЭ, поскольку в результате подобного соединения электрическое сопротивление будет нагревать провода, что просто недопустимо. В связи с этим пайка вышла на первое место по качеству соединения элементов электрического снабжения домов среди всех способов соединения материалов.

Безусловно, пайка не является самым быстрым и наиболее простым способом монтажа шлейфов электропроводки, но у нее есть один значительный плюс: пайка – самый надежный способ соединения контактов шлейфов электрической проводки. Наряду с этим полезным качеством, проводка из медного провода становится достаточно качественной и долговечной.

Температура плавления припоя значительно ниже аналогичного показателя медных шлейфов. Стоит знать, что расплавленный тиноль позволяет распустить внешний металлический слой медного провода, в то время как при застывании получается надежная скрутка шлейфов.

По окончании зачистки провода на его поверхности может образоваться оксидная пленка. Для того чтобы подобное не произошло, необходимо воспользоваться флюсом, предназначенным для пайки нужного материала. Слой наносимого на поверхность проводов флюса не должен быть толстым.

Для соединения медных проводов применяются оловянно-свинцовые припои для пайки, а также канифоль, выполняющая роль флюса. Пайка алюминиевых проводов электропроводки подразумевает использование цинкоалюминиевых припоев. Для флюса требуются соединения цинка или лития. В последнем случае желательно применение газовых горелок, поскольку температура плавления составляет порядка 500 гр. С.

Технология пайки медных и алюминиевых проводов

Поверхность медного провода зачищается, прогревается паяльником, после чего погружается в канифоль. Далее расплавляется капля припоя, а затем провод погружается в нее для лужения паяльником по поверхности (выполнять процедуру желательно равномерными движениями).

Припой для пайки должен покрывать поверхность провода минимально, а излишки его обязательно удаляются с поверхности с помощью паяльника. С этой целью нужно подставить паяльник под место соединения, тем самым позволяя излишкам удалиться самим по себе. Стоит отметить, что красный цвет медного провода должен измениться и приобрести серебристый оттенок.

В том случае, если провода многожильные, каждая проволочка мелкого сечения должна быть раскручена, после чего лудится паяльником. Далее все необходимо вернуть в исходное состояние, то есть закрутить обратно.

Алюминиевый провод перед пайкой электропроводки следует также зачистить, после чего покрыть его поверхность с помощью заранее приготовленного флюса. Далее алюминиевый провод натирается кусочком тиноля, нагревается пламенем газовой горелки. Вследствие подобных действий алюминий (основной металл) «сбросит» оксидную пленку. Таким образом, окисления разрушаются, а рабочая поверхность материала отлично лудится.

Для увеличения качественного показателя паяемого соединения однопроволочных проводов, применяется небольшая скрутка уже залуженных проводов, при которой заполняются тинолем все возникающие промежутки.

Последний этап соединения электропроводки подразумевает восстановление изоляционного слоя проводов. Нужно обратить внимание на то, что данный этап работ является очень важным и от него многое зависит. Таким образом, для сухих помещений применять следует хлопчатобумажную изоленту.

В помещениях с повышенной влажностью, а также на улице предпочтительнее использование изоленты, изготовленной из поливинилхлорида. Изолента накладывается на скрутку в три слоя так, чтобы защитить не только оголенные провода, а еще и расстояния с обеих сторон на несколько сантиметров (конец накрученной изоленты должен быть завернут внутрь, полностью закрывать головку скрутки). Изоляция проводки очень важна, поскольку в распределительной коробке, где находится скрутка, может произойти короткое замыкания по причине соприкосновения проводов с разными зарядами.

Как только изолирование контактов в распределительной коробке было произведено, можно приступать к применению специальных колпачков, фактически дублирующих изоленту (для большей надежности и качества работ).

  1. Выбирать паяльник следует со сменными наконечниками в форме лопаток, иглы, конусов.
  2. Прежде чем приступить к процедуре пайки, необходимо уделять чистке жала несколько минут. Если наконечник слишком загрязнен, пускайте в ход паяльник, которым снимайте образовавшиеся загрязнения с рабочей поверхности инструментов. С этой целью можно применять картон, кусочек дерева.
  3. Не желательно оставлять паяльник «сухим» во время нагрева рабочего элемента. Таким образом, предпочтительнее опустить жало в канифоль. Так будет значительно лучше понять, когда паяльник разогрелся и готов к работе.
  4. Знайте, что во время изменения длины пальника, вы можете изменить температуру нагрева инструмента.
  5. Во время пайки обязательно используйте средства индивидуальной защиты: перчатки защитные, очки, специальную одежду. Стоит отметить, что работа с металлом должна проводиться человеком, на теле которого нет открытых участков кожи.

Вывод

Выполняя все в точности согласно инструкции, придерживаясь наставлений и рекомендаций более опытных специалистов, вы сможете осуществить качественный монтаж электропроводки в своем доме, которая сможет прослужить долгие годы.

Проводку в автомобиле паять нельзя. Или всё-таки можно?

«Категорически недопустимо производить соединения в автомобильной электропроводке пайкой!» – пишут популярные автоблогеры. «Непременно случится пожар, взрыв и человеческие жертвы! Только скрутка или обжимка! А еще лучше – ультразвуковая сварка!». Но так ли это на самом деле?

Собрать клики проще всего, привлекая внимание к какой-то весьма простой, заурядной и обыденной вещи, обыгрывая ее в «желтом» стиле. Псевдосенсации и «разоблачения» хитрецы рождают из самых обычных вещей, и автомобильная тема не стала исключением. Масса автомобильных блогеров «открывают глаза» читателям на мнимую опасность совершенно обыденной бытовухи, заманивая пошловатыми заголовками. В последнее время мне на глаза часто стала попадаться тема опасности соединения автомобильной проводки с помощью пайки. Многие ведущие прикладных блогов и каналов о ремонте и обслуживании автомобилей отметились по теме в духе «если вы так сделаете, автомобиль загорится, взорвется, и все погибнут!», зачастую не обладая навыками в электротехнике и электромонтаже и действуя по принципу «слышал звон…». Мы же попробуем разобраться без дешевых сенсаций и вдумчиво.

Начнем с начала. В практике ремонта немолодой машины, владелец которой обслуживает и чинит ее своими руками, нередко возникает необходимость работы с электропроводкой. Масса автомобилей, в силу возраста не являющихся дорогущими «компьютерами на колесах», вполне позволяют вольное вмешательство в электропроводку при наличии базовых навыков электромонтажа. Отремонтировать неисправные штатные электроцепи путем замены отгнивших от старости или оборванных проводов и восстановления контакта, подключить какое-то дополнительное оборудование, для чего требуется поставить промежуточное реле, врезать предохранитель, вывести разъем и тому подобное. Основные и наиболее распространенные в практике мероприятия, при которых требуется соединение проводов, выглядят так:

Все эти подключения в гаражных условиях выполняют зачастую методом скрутки проводов. Порой весьма вульгарной и грубой. И, несмотря на то что соединение на скрутке, проделанное аккуратно и тщательно, в целом работоспособно и имеет право на существование, минусов у него все же хватает. Контакт в скрутке способен ухудшаться со временем от окисления из-за нанесенного на медные жилки естественного жира с пальцев (если руки чистые), разных масел-солидолов (если руки перепачканы от ремонта), от легко попадающей извне влаги. Скруткой достаточно непросто обеспечить качественный контакт в проводах большого сечения, с протекающими токами от 10 ампер и выше – приходится зачищать скручиваемые проводники от изоляции на весьма существенной длине, что далеко не всегда возможно. Есть и другие подобные нюансы, и если вы копаетесь в машине с любовью и для себя, а не устраняете наспех неисправности перед продажей, то скруток желательно по возможности избегать.

В условиях же автозавода или мастерской хорошего уровня подключения и соединения в электропроводке выполняют, разумеется, не на скрутках, а посредством обжимки через втулки/ гильзы/ скобки или с помощью ультразвуковой сварки. Ультразвуковое устройство для сварки проводов – профессиональный прибор, и в арсенале гаражного мастера он не встречается. А вот обжим гильзами или скобами – процедура нехитрая, инструмент (обжимные клещи, кримпер) и расходники – недорогие, и соединить провода таким методом можно не хуже, чем на заводе.

Впрочем, многие обладают навыками пайки и ловко владеют паяльником, припоем и канифолью. Пропаять соединение вместо обжима гильзой – почему нет, если паяльник под рукой, а вот кримпера как раз нет? Однако ж нередко звучит мнение, что пайка в электропроводке автомобиля неприемлема. В чем причина? Объясняем!

При подготовке к пайке медные провода залуживаются – покрываются слоем припоя с использованием флюса (в качестве которого даже в XXI веке по-прежнему лучше всего работает старая-добрая канифоль), придающего припою текучесть и изолирующего от окисления точки пайки кислородом воздуха. Однако залуженный медный провод на стыке пропитанной припоем оголенной части и непропитанной, скрытой под изоляцией, теряет эластичность и приобретает определенную ломкость. Если говорить сухим языком науки – в процессе нагревания проволоки, изготовленной методом холодной деформации (а это метод, которым производится практически вся проволока, применяемая для электропроводки), происходят рекристаллизационные процессы, которые приводят к изменению физико-механических свойств меди, уменьшая стойкость к изгибу.

Залуженные, а затем спаянные проводники в точках, обозначенных стрелками, становятся более ломкими, нежели исходный провод. Для того чтобы сломать руками зачищенный от изоляции многожильный медный провод, его нужно сгибать до сотни раз подряд, а паяный достаточно согнуть в вышеозначенных точках для слома раз двадцать, и он отвалится…

Согласитесь, звучит убедительно не в пользу применения пайки для соединения проводов в машине? Однако далеко не все так страшно, и те, кто обладает пониманием процессов и навыками пайки, используют ее в автомобильной проводке запросто, без проблем и практически без каких-либо ограничений!

Да, автомобиль в движении испытывает бесконечные вибрации, часто весьма интенсивные. И если спаянный провод свободно подвесить под капотом на длине с полметра, как веревочный мост над рекой, через некоторое время вихляния и болтания он действительно может дать излом на границе пайки и изоляции. Но даже в таких малореальных условиях произойдет это нескоро, и не факт, что вообще произойдет.

На деле же в автомобиле нет висящих проводников в электрооборудовании. Провода объединены в жгуты, перевязаны, уложены вдоль кузовных элементов и закреплены. Провисающие и не имеющие опоры участки типа выходов к датчикам или лампам фар обычно очень короткие. Если же проводится ремонт, и провода удлиняются, стыкуются или пробрасываются новые, заменяющие и дублирующие штатные (в которых контакт потерян и искать его сложнее, чем прокинуть «дублера»), то все эти новые провода также либо приматываются изолентой или пластиковыми стяжками к родным жгутам, либо размещаются в защитных электромонтажных гофротрубках, прихватываемых хомутами. Поэтому существенные колебания проводов, способные разрушить вибрацией паяное соединение, практически исключены! И соединять провода пайкой можно!

Основных условий для надежного паяного соединения два. Первое – это щедрое использование термоусадки, обеспечивающей помимо электрической изоляции соединения не менее важную механическую защиту от крутого изгиба и риска того самого излома на границе залуженной и незалуженной части. Трубочка термоусадки должна закрывать не только место спая, но и иметь припуск на пару сантиметров в обе стороны от него. А для жестких проводников большого сечения спайку целесообразно затянуть двойным, а то и тройным слоем термоусадки один поверх другого.

Отметим еще вот что: использование дорогой и далеко не всегда доступной спецтермоусадки с клеевым слоем внутри для защиты пайки от влаги, которую часто рекомендуют все те же автоблогеры, совершенно не обязательно даже для подкапотных соединений. Да, для скрутки такая защита весьма полезна, ибо проникающая влага окисляет проводники в точках прижима друг к другу. Пайка же влаги не боится в принципе, а участки провода за пределами пайки, уходящие в изоляцию, пропитаны канифолью при залуживании и не пускают влагу под изоляцию, внутрь провода. Поэтому для защиты пайки достаточно самой обычной дешевой термоусадки – лишь бы оптимально подходила по диаметру.

Аналогичным образом с помощью пайки выполняются и разветвления проводов, стыки проводов, подпайка разъемов и т. п.:

И второе, еще более важное условие – тщательная фиксация проводников, в которых используется пайка, хомутами или изолентой к штатным жгутам или иным неподвижным элементам под капотом, торпедо и т. п. Красный провод на фото как раз имеет в середине затянутую в термоусадку пайку, место которой прихвачено стяжками к толстому и жесткому жгуту выше и ниже соединения и полностью защищено тем самым от колебаний, способных привести к излому:

Неужели страшилки о недопустимости пайки электропроводки вообще ни на чем не основаны? Весьма вероятно, что слухи о чрезвычайной ломкости паяных проводов возникли благодаря использованию в качестве флюса так называемой «паяльной кислоты», представляющий собой обычно хлорид цинка (цинк, растворенный в соляной кислоте).

Кислоту применяют для пайки разного грубого чермета, для электрических соединений ее применять не принято. Однако ее нередко используют китайские малые производители всякой бытовой электронной дряни с преобладанием в производственном процессе ручного монтажа. «Паялы» залуживают кончики проводов перед пайкой для максимальной скорости процесса не паяльником и канифолью, а поочередным окунанием в чашечку с раствором хлористого цинка и чашечку с расплавленным припоем.

Поначалу никаких проблем это может не вызывать, однако со временем провод на стыке залуженной и голой медной части начинает разрушаться кислотным остатком, жилы зеленеют, истончаются и ломаются даже от легкого изгиба. Но, откровенно говоря, в пайке автомобильных проводов такая ситуация способна иметь место лишь при катастрофической безграмотности паяльщика, и огульно распространять «кислотную проблему» на пайку в общем и целом – то же самое, что ругать бензиновую машину за то, что она не едет на залитом в бак дизеле…

Читать еще:  Какую кислоту используют при пайке?
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector