Как открутить пробку на чугунной батарее отопления?
Разборка чугунных радиаторов
Разборка чугунных радиаторов (батарей) отопления начинается с приготовления инструмента и выбора места работы.
Инструменты для разборки радиаторов
Инструменты для разборки (ремонта) радиаторов надо приготовить заранее. Ключ для разборки радиатора должен подходить под ниппель 5/4″ — для старых конструкций батарей или 1″ — для современных. Для удобного поворота ключа можно приготовить отрезок дюймовой стальной трубы длиной 500 — 700 (1000) мм. Чтобы открутить футорки или заглушки (пробки) понадобится сантехнический разводной ключ №2 или 3. И не забудьте запастись куском мела, который тоже сыграет свою роль в этом деле.
Место для работы, где будет производиться разборка чугунных радиаторов, выбирается любое, главное, чтобы это была ровная площадка — пол, лестничная площадка, деревянный щит. Или разбираем чугунный радиатор дома не снимая, на месте.
Разборка чугунных радиаторов
Демонтированный или новый радиатор кладется горизонтально на площадку. Надо, чтобы хоть с одной стороны радиатора были сняты футорки или заглушки (глухие футорки). Как определить их резьбу? Обычно ЧУГУННЫЕ! заглушки с левой резьбой, а футорки с правой.
Перед тем как вставлять ключ надо дать отметку на нем мелом, для удобства работы при разборке чугунных радиаторов. Для этого ключ кладем на радиатор, совмещаем его рабочую плоскость с тем местом, в котором будет производиться откручивание ниппеля и на теле ключа, по торцу радиатора, делаем круговую отметку мелом. Теперь можно спокойно вставлять радиаторный ключ во внутрь до сделанной отметки.
Нелишне подложить под свободный (не вошедший во внутрь) выпуск ключа упор. Это может быть кирпич, камень или несколько брусьев, сложенных вместе. Особенно нужно, когда выпуск получается длинным, чтобы предотвратить прогиб во время физических нагрузок при разборке чугунных радиаторов.
Резьба на радиаторе
Теперь надо определиться с тем, в какую сторону крутить ключ. Резьба на радиаторе бывает правая и левая, вращением ниппеля в одну сторону секции стягиваются вместе, в другую — расходятся одна от другой. Поэтому в свободную резьбу на радиаторе (та сторона, куда вставлялся ключ) пробуем немного, хотя бы на несколько ниток закрутить имеющимися под рукой футорку или заглушку, или ниппель и точно определить какая это резьба, правая или левая. Если есть навык, то можно это сделать и визуально.
Предположим, что резьба правая (закручивание идет по часовой стрелки), тогда, для разборки чугунных радиаторов надо вращать радиаторный ключ против часовой стрелки.
Сначала надо «сорвать» резьбу с места (сделать пол оборота) одного ниппеля, затем то же самое проделать со вторым параллельным. Теперь можно уже раскручивать на ширину между секциями 5 — 7 мм, перемещая ключ с одного ниппеля к другому. Шире за один раз лучше не разводить, чтобы не было большого перекоса, который «закусит» резьбу. При большом усилии, радиатор будет подниматься с площадки. Вот здесь и понадобится второй человек, который встанет сверху на батарею и своим весом будет ее удерживать.
Таким же способом можно разобрать на секции алюминиевые или биметаллические радиаторы отопления. Имейте ввиду, что у них на заглушках и футорках есть обозначение на лицевой стороне: S — левая резьба, D — правая.
Разобрать старые чугунные радиаторы
Часто старые чугунные радиаторы (батареи) не разобрать без прогрева непосредственного места сборки секций, именно там, где находится ниппель. Поэтому приходиться применять автоген (пропан или другие источники тепла). Прогрев ведется круговыми движениями в районе закрученного ниппеля, переходя с одного стыка секций на другой параллельный стык. Как только нужные места прогрелись, еще на горячую вставляется ключ и делается хотя бы пол оборота и сразу же надо проделать эту операцию со вторым ниппелем. Применяя такой же способ предварительного прогрева, откручиваются прикипевшие (не откручивающиеся) футорки и заглушки (пробки).
Еще один неприятный момент, который случается, когда делается разборка старых чугунных радиаторов (батарей) отопление дома . Это невозможность открутить ниппель, в виду того, что выступы для ключа частично отсутствуют (съедены ржавчиной). В таком случае, можно посоветовать только одно — механическое разбивание секции. Делается это кувалдой в лежачем положении батареи. Удары наносятся посреди секции, пока не отколется сквозной кусок (только треснутая секция не раскрутится). Переворачиваем батарею на другую сторону и тоже самое со второй половинкой (См. Фото). Можно это же сделать при помощи электросварки (электрорезки).
Потом ставим батарею вертикально и ударами по оставшимся кускам секций раскручиваем их. Имейте в виду, что после таких процедур теряется герметичность на других стыках. Поэтому, в конечном счете, можно остаться только с половиной радиатора, разобранным по одной секции.
Разборка чугунных радиаторов иногда становится очень трудоемким, но необходимым процессом.
Как разобрать старую чугунную батарею
В том, чтобы размонтировать относительно новый радиатор из чугуна, нет ничего необычного, технология достаточно проста и требует лишь умения правильно пользоваться ключом. Совсем другое дело, если требуется разобрать чугунную батарею, простоявшую в системе десяток лет. Работа тяжелая, требующая выдержки и аккуратности. В этом случае одной лишь физической силой и ключом не справиться, если не знать сам порядок разборки чугунной батареи своими руками.
Для разборки потребуется надежный инструмент
Конструкция радиаторов отопления
Стандартная батарея собирается из отдельных литых секций, без использования наружного крепежа или фиксаторов. Таким образом, можно набрать радиатор практически неограниченной длины.
Чтобы правильно разобрать чугунную батарею, необходимо знать некоторые особенности ее конструкции:
- Отдельные секции собираются в один корпус с помощью внутренних резьбовых втулок или ниппелей. Чтобы разобрать чугунный радиатор, нужно суметь вывернуть торцевые пробки и внутренние вставки;
- Каждый ниппель представляет собой цилиндрический стакан, на котором нарезаны два участка с резьбой двух видов – с левым и правым направлением витков.
Торцевые заглушки также изготавливаются с двумя видами резьбы, как правило, глухие выпускают с левой резьбой, а гайка-штуцер для подключения к трубе – с правой.
Для крепления отдельного регистра в общий чугунный корпус используется пара ниппелей, которые одновременно заворачиваются между двумя секциями длинным ключом с квадратной головкой. Чтобы разобрать и не расколоть чугунный корпус, потребуется также аккуратно выворачивать ниппеля, делая на каждом всего 1-2 оборота.
Подготовительные работы
Для того чтобы разобрать чугунный корпус, его нужно предварительно демонтировать с крепления на стене. Удаляются крюки, на которых подвешена батарея, далее нужно разобрать краны или муфтовые сгоны, которыми радиатор подключен к трубам отопления.
Вес одной сборки из 8-10 секций может легко превысить сотню килограммов, поэтому батарею поднимают на торец и малыми «шажками» перекантовывают к месту, где планируется радиатор ремонтировать или просто разобрать.
Если чугунная батарея относительно новая, то достаточно будет площадки с ударостойким покрытием, например, на пол можно уложить лист ДСП. Чтобы разобрать старый чугунный обогреватель, потребуется место, где можно работать с горелкой и тяжелым ломом.
Необходимые инструменты
Разобрать чугунный корпус голыми руками не получится, без инструмента батарею можно разбить кувалдой или расколоть при неаккуратном обращении и падении на пол. Для работы потребуется как минимум четыре вида оборудования:
- Специальный ключ с четырехгранной головкой для выкручивания ниппелей;
- Накидной ключ для выворачивания пробок-заглушек;
- Болгарка с отрезными кругами;
- Газовая горелка с редуктором и баллоном.
Ключи для ниппелей
Кроме того, потребуется тяжелый слесарный молоток, зубило, пакля, керосин или тормозная жидкость. Все это нужно будет для того, чтобы постараться разобрать секции с минимальным ущербом. При переборке старых батарей пробки и ниппеля все равно подлежат замене, так что иногда проще их вырезать, чем пытаться вывернуть.
Как разобрать новый чугунный радиатор отопления
Проще и быстрее всего размонтировать относительно новую батарею. Если корпус еще не устанавливался в систему отопления или использовался максимум один сезон, то шансы разобрать секцию чугунного радиатора без использования хитрых приемов и инструментов достаточно велики.
В первую очередь потребуется отвернуть заглушки, обычно они стоят с левого торца чугунного корпуса батареи. Разобрать пробки можно обычным копчиковым ключом, при условии, что длина рукояти инструмента составляет не менее 70 см.
Повернуть можно только рычагом
Чтобы разобрать секции, пробку придется снимать в обязательном порядке. Так как заглушки всегда имеют левую резьбу, то отворачивать придется по часовой стрелке.
Для того чтобы демонтировать секцию, нужно будет поставить радиатор на боковой торец. Далее действуем в следующем порядке:
- После снятия пробок через отверстия будут видны первые ниппеля;
- Оба ниппеля выворачиваем против часовой стрелки;
- Верхняя секция поднимается, и ее можно будет снять руками.
Разобрать чугунную батарею, прослужившую хотя бы один сезон, сложнее. Из-за того, что чугунные детали прикипают друг к другу. Для новых секций под пробки и на соединениях наматывают ткань или хлопчатобумажный шнур, пропитанный тормозной жидкостью. Через сутки радиатор можно будет разобрать без особых усилий.
После завершения разборки жидкость нужно будет вымыть моющим средством, иначе при обратной сборке уплотняющие прокладки могут быстро выйти из строя.
После выворачивания заглушки
Как разобрать старый чугунный радиатор
Наибольшее количество проблем возникает при разборке чугунных радиаторов отопления, прослуживших не один десяток лет. Чугун исправно служит и практически не изнашивается при контакте с теплоносителем, но из-за большого количества ржавчины и грязи, выпадающих на внутренней поверхности, эффективность теплоотдачи падает в разы. В идеале такую систему можно разобрать, промыть и установить на место. Один из способов разобрать старые чугунные батареи приведен на видео:
Демонтаж батареи
К сожалению, разобрать сгоны-муфты, на которых чугунная батарея подключена в систему отопления, с помощью копчиковых ключей или любым другим инструментом в домашних условиях явно не получится.
В теории существуют вибрационные электрические машины, способные разбирать прикипевшую и приржавевшую сантехническую арматуру, но в обиходе найти такой аппарат сложно. Профессионалы выжигают муфты паяльной лампой или газовой горелкой. Примерно в половине случаев сгоны удается отвернуть и разобрать, в остальных случаях трубы приходится резать болгаркой.
Как снять пробки
Для того чтобы размонтировать секции, необходимо получить доступ к ниппелям. Для этого батарею выносят в безопасное место и выжигают заглушки пропановой горелкой.
Греть нужно 5-10 минут
Для того чтобы отвернуть пробку, нужно греть именно ее корпус, а не секции. Металл должен разогреться докрасна, только в этом случае выгорает уплотнитель и грязь. Не дожидаясь, пока чугун остынет, на шестигранную основу заглушки накидывают ключ и с помощью ломика выкручивают ее из тела секции.
Как вывернуть ниппеля
Наиболее сложный этап во всей процедуре разборки батареи. Ниппеля можно вывернуть через открывшиеся отверстия, или разрезать секцию на две части, как на видео:
Все зависит от того, насколько старый чугун, и как долго эксплуатировались радиаторы.
В худшем случае разобрать корпус с помощью ключа не удается. В такой ситуации приходится разрезать с помощью болгарки место соединения секций. Если резать аккуратно и тонким кругом, то «щеки» секций не пострадают. Будет удалено уплотнение и прорезан корпус резьбовой вставки.
В этом случае внутри секций останутся куски ниппеля, которые можно надрезать ножовкой по металлу и выбить из корпуса с помощью зубила и молотка. Жалеть вставки не следует, это расходный материал и подлежит замене в любом случае.
Сборка чугунного радиатора отопления
Перед сборкой в первую очередь необходимо на всех секциях очистить резьбу от следов паковального материала и джута. Для этого можно использовать металлическую щетку, керосин и ветошь.
Качество резьбы обязательно проверяется пробным заворачиванием новых ниппелей и заглушек. Порядок сборки приведен на схеме.
Перед сборкой каждый стакан обрабатывается Циатимом или графиткой, оборачивается джутовой паклей и вворачивается в тело регистра на один виток резьбы.
Собирать нужно только на столе
Сверху устанавливают уплотнительное кольцо, следующий регистр батареи и выравнивают по оси. После чего можно заворачивать ключом. Если резьба «не идет», то лучше разобрать и попытаться установить причину. Сборка выполняется с минимальным усилием.
Заключение
Разобрать чугунную батарею, прослужившую несколько десятков лет, сложно и тяжело физически. Всем, кому приходится делать подобные вещи в первый раз, всегда не хватает опыта. Поэтому было бы неплохо хотя бы раз разобрать чугунный корпус вместе с опытным специалистом, после чего проблем со сборкой и разборкой, как правило, не возникает.
Способы разборки чугунного радиатора отопления своими руками
С течением времени чугунные радиаторы утрачивают свою тепловую мощность, так как вся внутренняя поверхность батареи загрязняется примесями, приплывшими вместе с теплоносителем. По окончании отопительного сезона большое количество налета остается внутри секций, что влечет к разрушению прокладок.
Подготовительные работы
Прежде чем приступать к выполнению работ, нужно подготовить весь необходимый рабочий инвентарь:
- трубный ключ №3, чтобы открутить футорки и контргайки;
- щетка по металлу;
- болгарка или труборез;
- кувалда и молоток;
- мел;
- дюймовая труба длиной от 50 до 100 см.
- ножовка по металлу.
Важно предварительно подготовить площадку, где будет удобно разбирать радиаторы. Оптимальный вариант – прочный деревянный щит. Радиаторы на поверхность укладывают горизонтально и приступают к работе.
Наиболее благоприятное время для проведения работ – лето, когда отопительная система отключена. Прежде чем начинать разбирать радиатор на секции, важно слить весь теплоноситель из отопительного контура. Для этого отворачивают контргайки, которые находятся на подводках к радиаторам. Далее отворачивают футорки, после чего батарею можно снимать.
Разборка батареи своими руками
Разобрать чугунную батарею отопления по секциям можно следующим образом:
- Необходимо выяснить, в каком направлении откручиваются глухие пробки, и на ключе отметить длину выкручиваемого ниппеля. Для этого ключ кладут на радиатор, край доводят до точки, где находится втулка. На ключе мелом по кругу делается отметка, до которой инструмент вставляется в радиатор.
- Важно разобраться, в какую сторону нужно вращать ключ для чугунных радиаторов. Резьба может быть правой и левой. Направление вращения определяется футоркой, которая вкручивается с той же стороны, что и ключ.
- Если резьба правая, футорка должна вкручиваться по часовой стрелке, следовательно, при раскрутке направление ключа должно быть направлено в противоположную сторону. С левой резьбой все наоборот.
- Раскрутка батареи начинается с первой секции. Нужно аккуратно “сорвать” резьбу на обоих ниппелях. В большинстве случаев достаточно половины оборота ключа. Далее радиаторы раскручиваются по секции с каждой стороны таким образом, чтобы интервал между ними составлял 0,5 см.
- Раскручивая отопительный прибор, важно соблюдать между секциями указанный зазор, если пренебречь этим правилом, резьбу может заклинить. Когда приступают к раскручиванию радиатора, ключ рекомендуется надевать на трубу, это позволит прилагать меньше усилий при разборке.
По такому алгоритму разбираются все современные чугунные батареи. Как правило, такие радиаторы дополнительно оснащаются заглушками с соответствующей маркировкой.
Разборка старой чугунной батареи
Если предстоит разобрать старую чугунную батарею, могут возникнуть некоторые сложности. Если прикипела резьба, перед разборкой ее нужно тщательно прогреть, используя автоген или паяльную лампу. Когда стыки достаточно хорошо разогреты, нужно быстро сорвать ниппели одновременно с обеих сторон. По аналогичному принципу выкручиваются и другие прикипевшие элементы радиатора.
После продолжительной эксплуатации прибора металл может основательно проржаветь. Для радикальных мер может потребоваться болгарка и/или ножовка. Выкручивают со своих мест в обязательном порядке остатки ниппелей, с помощью щетки прочищается резьба.
Иногда применение описанных способов не оказывает должного эффекта. Единственное решение проблемы в этом случае – разбить радиатор кувалдой. Предварительно батарею снимают с крепления, кладут на ровную горизонтальную поверхность и бьют по осевой части секции, пока она не отвалится.
Установка чугунной батареи
Чтобы работа была проведена качественно и батареи прослужили долгие годы, нужно придерживаться следующей последовательности действий:
- Отопительный контур нужно отключить, и прекратить подачу теплоносителя в квартиру.
- Новый радиатор вешается на кронштейны с проверкой строительным уровнем ее горизонтального и вертикального положения.
- Из отопительного прибора выкручиваются заглушки.
- Если боковая схема подключения применяется к однотрубному контуру, предварительно монтируют и подключают байпас с вентилем. Если отопительная система двухтрубная, используются сгоны с кранами.
Прежде чем приступать к монтажным работам, рекомендуется убедиться в надлежащем качестве сборки секций и отрегулировать каждый ниппель. После этого секции собирают воедино, конструкция подвергается опрессовке для проверки качества соединения. Если течи не выявлены, конструкцию можно подключать непосредственно к контуру.
После подключения всех сегментов отопления нужно убедиться, что работы выполнены качественно. Для этого под давлением в трубы запускается вода. Если отсутствуют течи, непонятные стуки и шумы, радиаторы подключены правильно.
Чистка чугунных радиаторов
Чтобы чугунные батареи служили десятки лет, нужно регулярно их чистить. Чистка должна проводиться перед разборкой батареи. Важно учитывать, что конструкция тяжелая, работы лучше выполнять с напарником. Промывать отопительные приборы можно во дворе или собственной ванной.
Рекомендуется воспользоваться следующими средствами:
- водяной пневмопистолет;
- кальцинированная сода;
- средство для промывки автомобильного радиатора;
- молочная сыворотка.
Чистка средством для автомобилей производится следующим образом:
- Два отверстия на одной секции надежно заглушаются.
- В изделие, изготовленное из чугуна, заливают средство.
- Следом заливают горячую воду.
- Другие два отверстия тоже заглушают, конструкцию ставят на пол и ожидают не менее двух часов.
- С интервалом в 10-15 минут один край батареи приподнимают, чтобы средство равномерно распределялось по всей поверхности.
В завершение полость радиатора хорошо промывают чистой проточной водой.
Разобрать чугунную батарею, если следовать всем рекомендациям, несложно. Если возникают сомнения в качественном выполнении, лучше пригласить квалифицированного специалиста.
Как помыть чугунные батареи отопления в домашних условиях
Чугунные радиаторы отопления отличаются неплохой теплоотдачей. Однако, для того, чтобы отдать что-либо, нужно вначале его откуда-то взять. Чугун, из которого сделаны батареи, нагревается, то есть забирает тепловую энергию у горячей жидкости, что протекает через полости радиатора. Чем теснее контакт теплоноситель – чугун, тем лучше и быстрее тепло попадет в обогреваемый воздух. Однако со временем этот контакт становится хуже из-за налета на внутренней поверхности отопительных приборов, который с каждым годом становится все толще, что приводит к значительному снижению температуры батарей при той же температуре циркулирующей жидкости.
Можно долго рассуждать, откуда берется грязь в батареях, какова ее природа и кто в этом виноват (если отопление централизованное). Однако намного лучше и конструктивнее вместо этого принять факт наличия загрязнений и постараться избавить от них источники тепла и зимнего уюта, тем более, что для этого не нужно обладать какими-то особыми умениями, то есть, все реально сделать своими руками.
Демонтаж чугунного радиатора отопления
Для того, чтобы качественно прочистить «внутренности» чугунной батарее, ее нужно отсоединить от коммуникаций, снять и, желательно, вынести на улицу. Можно, конечно же, попытаться сделать это внутри жилья, однако в этом случае приготовления к процессу займут намного больше времени, чем он сам. Плюс запах будет не из приятных.
Начнем с того, что промывкой системы отопления в частном доме, в плановом порядке занимаются в теплый сезон. Если отопление централизованное, воды в системе быть не должно, если система автономная, теплоноситель нужно слить.
Затем, применив разводной ключ и некоторое усилие, откручиваем резьбовые зажимы. Перед этим под места соединения труб с батареей отопления нужно что-нибудь подставить, так как не исключено, что небольшое количество жидкости при этом все-таки вытечет.
Теперь нужно заглушить открытые отверстия на обогревающем изделии, и чугунный радиатор снять с его удерживающих штырей или крюков и вынести на улицу. То же самое проделать с остальными батареями.
Чем очистить чугунные батареи
Методы, с помощью которых можно эффективно прочистить внутреннюю поверхность батарей, можно разделить на химические и механические.
К первым относятся бытовые чистящие средства, с помощью которых можно химически воздействовать на разного рода загрязнители. К таковым относятся:
- — средства бытовой химии, содержащие каустическую соду;
- — лимонная кислота;
- — уксусная кислота;
- — средство для промывки автомобильных радиаторов.
Все перечисленные препараты хорошо справляются с задачей, когда необходима чистка чугунных батарей. Однако эффективность у них различная.
Лучше всего работает средство для радиаторов, однако по стоимости, учитывая объем чугунных изделий, выходит дороговато.
Уксусная кислота мягко очищает от загрязнений в виде солевого налета. Однако, при наличии значительных отложений, уксус, тем более в сильно разбавленном состоянии малоэффективен.
Гораздо лучше растворяет соли более химически агрессивная лимонная кислота. Хороша для этих целей и молочная сыворотка, но где ее столько взять?
К бытовым веществам, содержащим каустическую соду, относятся практически все средства для мытья посуды. Соли они не удалят, а вот со всей остальной грязью справятся очень неплохо.
К механическим методам относятся промывка в частном доме отопительной системы при помощи поколачивания по корпусу радиатора с целью отслоить налет от чугунной поверхности.
Как эффективно прочистить чугунные радиаторы
Для того, чтобы наилучшим образом почистить изделие и освободить его от всего лишнего, нужно сделать все в несколько этапов, чередуя механические воздействия с химическими.
- Первым делом нужно отвернуть все заглушки и, вставив в каждое отверстие поочередно подведенный шланг, промыть батарею водой. В результате радиатор очистится от большого количества грязи, что будет заметно по вытекающей жидкости.
- Затем, заглушив три отверстия, через четвертое заполнить имеющийся объем водой с добавлением средства для мытья посуды. Закрыть оставшееся отверстие и слегка «пошевелить» чугунное изделие. Каустик растворит все органические загрязнители и откроет доступ к солевым «залежам» лимонной кислоте.
- Теперь нужно открутить пробки, слить имеющуюся внутри жидкость и залить следующую, как уже понятно, с растворенной лимонной кислотой. Снова закрыть заглушками все отверстия и оставить так на пару часов. Хорошо, если вода с пищевой кислотой будет подогрета, в таких условиях химическое взаимодействие будет происходить активнее.
- По истечении обозначенного времени вода сливается. Теперь можно постучать по корпусу радиатора чем-нибудь деревянным, чтобы размягченный солевой налет лучше отстал от чугуна, после чего снова тщательно промыть батарею водой.
- После проведенных процедур батарея будет внутри как новая. Можно также, пока радиатор отопления на улице, хорошенько помыть его снаружи .
Чугунные радиаторы отопления отличаются неплохой теплоотдачей. Однако, для того, чтобы отдать что-либо, нужно вначале его откуда-то взять. Чугун, из которого сделаны батареи, нагревается, то есть забирает тепловую энергию у горячей…
Советы ремонту чугунного радиатора
Причины, которые могут намекнуть нам о ревизии радиатора – это протечки. Протечка может быть меж секционная или свищ на секции. В первом случае потребуется заменить прокладку. А во втором – заменить саму секцию, так как починить чугунную секцию не представляется возможным в домашних условиях. Применение клеев, холодной сварки и т.д. – это бред сивой кобылы. Поверьте мне на слово – протекла секция – на помойку! Если в радиаторе Вы обнаружили 50% испорченных секций, такой радиатор не стоит перебирать своими руками, а чужими накладно. Пожалейте себя и купите новый радиатор.
Как снять радиатор, написано здесь. Сняли, кладем чугунный радиатор на большую тряпку лицевой стороной вверх. Берем газовый ключ не меньше №3 и пробуем открутить пробки с ближней стороны к негодной секции. Помните что на секции радиатора разные резьбы с разных сторон. Молотком можно простучать по торцу пробок. Ключом пробуйте открутить в одну сторону, если не откручивается, пробуйте в другую сторону. Открутили – хорошо, не открутили – тоже не беда. Я делал так: надевал защитные очки, ставил радиатор вертикально, брал зубило и рубил пробку на откручивание – не открутилась, тогда вгонял зубило между пробкой и секцией, просто ломая пробку. В дальнейшем она все равно открутится. Теперь переходим к демонтажу секции.
Схема радиаторного ключа
Нам понадобится радиаторный ключ. Ключ не сложно сделать самому, схема ключа показана на рисунке, или купить. Кладем радиатор правой резьбой справа, левой резьбой слева. Кладем радиаторный ключ сверху пластиной на соединение секций, до испорченной секции. Ставим отметку на ключе по окончании радиатора. Вставляем ключ с легкими вращательными движениями в нижнее отверстие до совпадения отметки и откручиваем ниппель в нужную сторону. В нижнее, потому что открутится наверняка легче. Даже летом при отсутствии воды в системе отопления в радиаторе остается влага и не дает засохнуть резьбе. Открутить ниппель желательно на три оборота и закрутить назад на два. Этим действием мы пошевелим верхнее соединение, тогда оно точно легче разберется. Так же раскручиваем ниппеля с другой стороны испорченной секции. Но может, выкрутить какой-то ниппель не удастся по ряду причин, тогда придется распилить ниппель ножовкой по металлу и вырубить остатки из секции.
Перед группировкой необходимо зачистить присадочные поверхности, удалив все остатки прокладок. Далее берем новый ниппель и надеваем на него паронитовую прокладку по центру. Наживляем слегка в резьбу секции, чтобы только держался. Второй точно так. Приставляем секцию к основному радиатору до полного совпадения. Вставляем радиаторный ключ в любой ниппель и закручиваем. Почувствовали, что ниппель зацепился, значит достаточно, пора крутить другой. Так поочередно скручиваем без перекосов. Затягивать нужно со всей силы, не следует бояться срыва резьбы, даже если захотите – не сорвете.
Несколько советов на всякий случай.
- Прокладку на ниппель можно поставить резиновую, но толщина резины должна быть не менее трех миллиметров.
- После разборки чугунный радиатор лучше промыть, например, в ванне, предварительно постелив тряпки, дабы не испортить ванну. Промыть можно так: надеть кусок шланга на смеситель и вставить в радиатор.
- Если есть снизу этажи с соседями и Вы будете сильно стучать молотком, лучше вынести радиатор на площадку.
Отвернуть пробку на чугунке
Вчера озаботился разборкой 30 -летней чугуниевой батЕреи (краны поставить). Верхнюю трубу вывентил, что даже не заметил. Внизу полная ж. Сплющил, а потом порвал 3/4 резьбу в пробку. Решил вывинчивать пробку из секции. Пробовал так, с обстукиванием (сильно-то нельзя — чугун), раза 3 грел самодельной пропановой горелкой, капал машинным маслом — никак! Ключ не знаю какой номер (кажись тройка) — сантиметров 60 длиной, наращивал еще 20 см. Один раз тянул так, что зубцами ключа откусилло часть гайки сбоку (как зубами кто цапнул
Че делать — ума не дам. Греть ацетеленом, пробовать вывинтить внутреннюю старую трубу? Как, подскажите.
Пропаном греть практически бестолку. Тепло отводится, масса слишком большая. Подозреваю, что только ацетилен.
Угу. И греть не пробку, а тушу. Расширится от нагрева, обгорит подмотка — пробка пойдёт.
Dim_CA написал :
Один раз тянул так, что зубцами ключа откусилло часть гайки сбоку
Ну, похоже, имеем дело с трупом
Тогда делайте как врачи — крутаните со всей дури.
Как показывает практика — стопроцентный результат. Либо получится, либо выкините все и забудете.
Раз крутить начали, дороги назад нет.Есть еще один хороший способ-помощник.Берете ножовку по металлу и прорезаете паз между шляпкой пробки и фланцем батареи вкруговую.Он заполнен подмоткой.Попробовать открутить.Если не пошло ,слегка обстучать частыми мелкими ударами по кругу о край пробки молотком.Раньше сжатая подмотка не давала ей стронуться.Результат почти стопроцентный.Обжиг не советую.Меняется структура металла.Чугун после становится менее крепким.Ранее, после обжига пробок ,для выкручивания обломков сгонов,пробки при повторном использовании часто срывало по фланцу.Сейчас такое не практикую.Ключ хорошо иметь в наличии №4.Можно открутить секцию с другой стороны или , разрезав ее пополам или разбив, выкрутить со стороны заевшей пробки.
есть еще проще способ, если футорка так хорошо сидит в батареи то зачем ее оттуда вывинчивать. Небольшим зубилом выбивайте обломок трубы, сначало разрубите его потом загибайте вовнутрь. После этого прогоните резьбу метчиком.
Wazawai написал :
Пропаном греть практически бестолку.
это на газовой плите? что ли
«И греть не пробку, а тушу» — так и делал
«Тогда делайте как врачи — крутаните со всей дури.» — говорю -ж -Один раз тянул так, что зубцами ключа откусилло часть гайки сбоку.Не вышло.
«прорезаете паз между шляпкой пробки и фланцем батареи вкруговую» — уже делал.
- оставлял на ночь компресс с тормозухой.
«Небольшим зубилом выбивайте обломок трубы, сначало разрубите его потом загибайте вовнутрь» — там намертво. Кусок трубы приржавел на длине 3 см.(при диаметре 3/4)
Короче я ее вывинтил вчера. Взял паяльную лампу, накачегарил (пробка аж до малинового нагрелась, но старался на тушу греть — но факел у лампы широковат). Побрызгал водичкой на пробку и начал крутить ключом до (1/2″-2″ — это какой номер считается?) ПоддаласьПробку терь в рамку и на стенку. Три вечера работы все-ж. Кстати теперь соображаю — не потечет ли соедниение между первой и второй секциями (все-ж тепла ему тоже досталось)
Вот еще вопрос — на новую пробку подмотку в резьбу класть или только снаружи под фланец? А то и просто рез прокладку?