Что такое байпас в котле отопления?
Байпас в системе отопления
Многие современные котлы отопления уже содержат в своем составе циркуляционный насос, наличие которого позволяет:
— более эффективно распределять температуру по всем радиаторам системы. Это особенно важно в случае большого количества радиаторов, а также при большой общей длине системы отопления;
— обогревать дом с несколькими этажами (зависит от параметров насоса);
— уменьшить важность соблюдения уклонов труб и решить проблему с удалением из системы воздуха.
Отопительные котлы с циркуляционным насосом позволяют существенно увеличить КПД системы, а это означает экономию газа и, следовательно, финансовых затрат на отопление.
Жители домов с котлами прошлых поколений также могут воспользоваться всеми указанными преимуществами без необходимости замены котла. Для этого вырезается небольшой вертикальный участок трубы отопления, а на ее место с помощью газосварки монтируется специальная конструкция, состоящая из циркуляционного насоса и необходимых сопутствующих элементов.
Наибольшее распространение получила схема, в которой сохраняется основная линия подачи теплоносителя, а насос подключен в параллельном трубопроводе, так называемом байпасе (1). Для ее реализации кроме самих труб необходимы три вентиля и сам насос. В то же время, в ее сборке существует несколько особенностей, которые нужно учитывать.
Первый ключевой вопрос, возникающий при подборе составных элементов такой схемы — это подбор кранов (вентилей). Существует два основных типа кранов — с подвижным штоком и шаровые. В бытовых кранах первого типа внутренний просвет перекрывается резиновой или паронитовой шайбой. Их особенностью является практически полная ремонтопригодность — потекший сальник или изношенная шайба легко восстанавливаются. Из-за способа перекрытия просвета внутренний диаметр меньше номинального в два раза. То есть, для дюймового крана внутренний просвет (при полном открытии) составляет только половину дюйма. Именно поэтому в системе отопления, где сужение диаметра снижает скорость потока теплоносителя и вносит дополнительные потери, такие краны практически не используются.
В вентилях второго типа внутри корпуса расположен металлический шар, имеющий сквозное отверстие нужного диаметра. Благодаря особенности конструкции уменьшение просвета в полностью открытом вентиле отсутствует. Необходимо учитывать, что такие вентили ремонту не подлежат, а требуют замены. Кроме того, если шаровым краном долгое время не пользоваться, то часто происходит «прикипание» шара к уплотнительному материалу: чтобы повернуть ручку такого крана иногда приходится прибегать к любимому орудию труда нашего народа — молотку.
Подведем итог:
— в систему отопления нужно устанавливать только шаровые краны (или штоковые, если требуется, но удвоенного диаметра);
— несколько раз в год все шаровые краны следует закрывать/открывать, даже если в этом нет очевидной необходимости;
— лучше приобрести вентиль известной фирмы, чем сэкономить, но переживать о продолжительности его службы (чаще всего потекший шаровой кран не ремонтируется).
Следующим важным моментом является вопрос выбора запорной арматуры основной линии (вентиль #1 на рисунке 1). При его отсутствии включение насоса приведет к циркуляции теплоносителя по малому контуру, образованному основной линией и байпасом. Для перекрытия можно использовать как шаровой вентиль, так и обратный клапан. Внутри обратного клапана может располагаться шар, перекрывающий просвет под действием своего веса или же подпружиненная пластина. Преимущество обратного клапана перед вентилем заключаются в работе без участия человека. Включившийся насос давлением теплоносителя «закрывает» клапан, позволяя системе отопления правильно функционировать. Однако следует учитывать, что по надежности клапан уступает вентилю, особенно при наличии в теплоносителе абразивных примесей, таких как частички ржавчины и накипь.
Иногда сборщики байпасной системы с циркуляционным насосом не предусматривают возможность замены составляющих элементов без привлечения сварщика. Все элементы должны при необходимости демонтироваться разводным ключом. Большинство циркуляционных насосов фиксируется в системе с помощью гаек-американок. Это очень удобное решение, позволяющее в любой момент демонтировать насос, поэтому главная особенность при установке — аккуратно установить под прижимные гайки соответствующие резиновые прокладки. Демонтировав насос, можно легко заменить вентили 2 и 3 (рис.1). Разумеется, их снятие повлечет вытекание части воды из системы, но это неизбежно. А вот установка вентиля #1 должна производиться по следующей схеме:
Для этого в состав конструкции включается отрезок трубы необходимой длины, в котором с двух сторон нарезана резьба. Причем с одной из сторон длина резьбы должна равняться длине соединительной муфты и уплотнительной гайки. При замене вентиля сначала на резьбу скручивается гайка и муфта, а затем газовым ключом из вентиля выкручивается сама дополнительная труба. После этого вентиль становится доступным для замены.
Иногда в ветку с циркуляционным насосом дополнительно устанавливается механический фильтр. Просвет внутри него перекрыт металлической сеточкой, которая задерживает частички посторонних примесей, которые оседают в бочонке фильтра. В любой момент бочонок можно почистить от накопившихся загрязнений. Такой фильтр целесообразно ставить в следующих случаях:
— в систему залита «жесткая» вода, в которой при нагревании происходит выпадение осадка — солей кальция и магния. Во многих населенных пунктах в водопроводе именно такая вода. В теплообменнике котла выпадает такая же накипь, как на ТЭНе электрочайника;
— система отопления эксплуатировалась без ревизии несколько десятков лет;
— приобретен дорогостоящий циркуляционный насос.
Фильтр устанавливается горизонтально, поэтому вентиль #3 (рис.1) при монтаже переносится ближе к основной линии, а после него на горизонтальном участке трубы монтируется фильтр (бочонком вниз).
Функции байпаса в отоплении, как его сделать, зачем и когда применять
Байпас означает перемычку между подачей и обраткой, или по другом сказать, — обходную трубу для какого-то элемента в отоплении дома. Байпас похож на «короткое замыкание», если брать аналогию с электрической сетью. Но тогда, вероятно, от него должен быть большой вред, а не польза. Разберемся, почему в системах отопления полно таких труб-перемычек и зачем они нужны, Чаще всего байпасы устанавливают параллельно радиаторам отопления, насосам, котлам, буферным емкостям, полотенцесушителям –крупным объектам системы. Как его правильно сделать в конкретном случае…
Гидравлика – не электричество, для чего нужен байпас
Если между клеммами динамика в приемнике уставить проволочку, то все заглохнет и что-нибудь сгорит. Если трубу установить возле радиатора, то насос еще скажет «спасибо».
Основная цель байпаса – сохранить баланс системы отопления, приемлемые режимы работы оборудования, когда в гидравлической системе чтоб-либо меняется. Или задать с помощью регулирующих кранов, клапанов нужный режим работы оборудования.
Например, в системе перекрыли вентиль, и остановили ток жидкости. Если есть байпас, – то ни котел, ни насос «не сдохли», может им стало труднее, совсем трудно, но выручила перемычка – жидкость по-прежнему циркулирует в системе, а не остановилась из-за перекрытия.
Основные разновидности байпаса
Байпасы можно подразделить следующим образом.
- Без запорной арматуры – пассивный трубы-перемычки в системе. Не допускается ставить вентили и т.п. в такую цепь.
- С запорной (регулирующей) арматурой (кранами, клапанами), которые могут менять сопротивление байпаса в зависимости от требуемых режимов работы, чаще в автоматическом режиме
Зачем нужны такие сложности и как они работают – рассмотрим далее.
Наиболее частое применение байпаса – на радиаторах в квартирах
В квартирах в однотрубных стояках байпас предусматривается проектом параллельно радиаторам.
Если жильцы перекрыли вентили на радиаторе – например, он потек и требуется ремонт, то работа системы дома нарушится немного, жидкость пойдет через байпас.
Это как раз тот случай, когда на байпасе не допускается установка вентилей. Обычно диаметр перемычки такой-же как и подающей трубы – ¾ дюйма или 1 дюйм. Но некоторыми проектами могут предусматриваться и трубки с уменьшенным диаметром.
В отоплении с твердотопливным котлом — обеспечение самотека
В схемах с твердотопливным котлом, при отключении электричества, оставляется минимум движения жидкости. Здесь байпас из толстой трубы дает возможность продолжить циркуляцию, если насос остановился. Когда насос работает, кран на байпасе перекрывается.
Та же байпасная труба, но с клапаном. Но многие пользователи не любят такую схему, в загрязненных системах (всегда) клапаны перепускают.
Защита насоса от перегруза перемычкой в коллекторных распределителях
Коллекторы в сборе от многих производителей, а также самодельные, зачастую делаются с байпасом между гребенками подачи и обратки. Это выравнивает немного температуру, но главное – уменьшается влияние скачков гидравлического сопротивления на работу насоса, и он не выходит за экономичные режимы.
Скачки давления постоянные, – здесь происходит автоматическое регулирование расхода по всем подключенным контурам, так регулируется работа теплого пола в автоматическом режиме. Как видим, байпас выручает нас и здесь — сглаживая неравномерности для насоса.
Байпас параллельно твердотопливному котлу – защита котла от холода
Обычная схема обвязки твердотопливного котла – с байпасом, в котором установлен трехходовой кран, управляемый термоголовкой. Здесь сопротивление байпаса автоматически регулируется по температуре на обратке котла с помощью клапана.
Цель — создать не менее 65 градусов на обратке, пока вся система разогревается. Это даст возможность поддерживать на теплообменнике температуру выше точки росы и защитить внутренности котла. Еще важнее в данном случае защита байпасом от массового вброса холодной воды в разогретый котел, когда, к примеру, в системе подключилась еще одна ветвь…
Перемычкой параллельно буферной емкости поддерживается температура
Схема с байпасом похожа на предыдущую, но функции разные. Здесь байпас осуществляет подмес холодной воды в подачу, чтобы не получить слишком высокую температуру на выходе из узла. Например, после буферной емкости регулировочным клапаном на байпасе будет задаваться температура во всем доме.
Или, например, создается температура теплоносителя для работы теплых полов. Через байпас осуществляется тонкая регулировка температуры подаваемой на распределительный коллектор.
Правильность установки байпаса будет определяться правильностью монтажа регулирующего механизма или аппаратуры.
Байпасы в частном доме с ленинградкой
Однотрубная система ленинградка до сих пор применяется, но в прошлом веке, когда трубы были стальные и сварить их было не просто, она была выгодней и ставилась везде где можно.
Ее основной недостаток – уменьшение температуры на последних радиаторах, — по меркам того времени был «ничто» по сравнению с возможностью «добыть» и сварить трубы в систему отопления.
Сейчас такую систему не делают, так как сейчас важнее качество обогрева и стабильность работы, а монтаж – ерунда. В ленинградке параллельно первым радиаторам в кольце ставили байпас. Этим выравнивалась температура между отопительными приборами – передние получали меньшее количество энергии за счет меньшего расхода через них.
Байпас в системе отопления
Байпас в системе отопления — отрезок трубопровода, который установлен параллельно регулирующей и запорной арматуре. Основные элементы конструкции и деталей байпаса: 1 — циркуляционный насос; 2 — фильтр грубой очистки; 3 — запорные краны; 4 — запорный кран на байпасе.
Байпас в системе отопления
На схеме (Рис 1) представлен ручной байпас в системе отопления частного дома, позволяющей работать системе открытого и закрытого типа, в режиме принудительной или естественной циркуляции, даже во время аварийного отключения электропитания. По факту, байпасом здесь на схеме является участок трубы обратной магистрали с запорным краном [4], между двумя подключениями линии циркуляционного насоса.
Байпас в системе отопления может работать или только во время запуска, что позволяет быстро произвести прогрев всех радиаторов одновременно, или на постоянной основе. А так же его устанавливают в случае, каких — либо причин плохой естественной циркуляции отопления, например: не правильный или не удачный монтаж системы.
Обратный клапан в отоплении
Обратный клапан в отоплении можно установить на байпасе вместо крана [4]. Клапан, во время включения циркуляционного насоса, находится в закрытом состоянии, а если происходит отключения электричества, он автоматически открывается, что позволяет перейти системе на естественную циркуляцию. Включение в байпас автоматического обратного клапана является спорным. В случае, если обратный клапан в отоплении неправильно работает, по причине попадания в него механических включений теплоносителя (окалина, ржавчина и т. д.), что особо актуально при стальных трубах и чугунных радиаторах, то визуально это проверить невозможно, а фильтр перед ним ставить нельзя.
Установка байпаса
Установка байпаса делается недалеко от котла на обратной магистрали, там, где теплоноситель (вода) имеет наименьшую температуру. Место установки должно быть не слишком близко к котлу, чтобы не допустить перегрева насоса. Для предотвращения завоздушивания, во время заполнения системы отопления, конструкцию байпаса монтируют в горизонтальной плоскости.
Диаметр условного прохода (Ду) устройства линии байпаса такой же, как и у обратной магистрали и составляет 40 — 50 мм, а диаметр труб врезки циркуляционного насоса [1] с запорными кранами [3] и фильтром [2] соответствует Ду насоса. Примерный вариант схемы установки ручного байпаса на (Рис 1). Фильтр грубой очистки ставится только перед насосом, по направлению движения воды. Все краны, на случай поломки, лучше укомплектовать фитингами разборного типа. Очень удобно во время установки устройства байпаса в систему отопления, применение Американок (Фото 1), которые позволят быстро и без особых проблем провести ремонтные работы. Для запорной арматуры эффективнее применять шаровые краны, а не вентиля.
Для работы отопления с естественной циркуляцией кран [4] должен быть открыт и отключен циркуляционный насос. Когда система отопления функционирует в режиме принудительной циркуляции, краны [3] открыты, кран [4] закрыт и включен насос.
Байпас радиатора
Байпас радиатора (схема на Рис 2 и Рис 3) устанавливается в однотрубной системе, между подводящей и обратной трубой подключения прибора к отопления. В первую очередь он предназначен для регулирования нагрева каждого в отдельности прибора обогрева, при помощи терморегулирующих или запорных кранов [6] и отлаживания циркуляции теплоносителя краном [5]. Во вторых, для проведение ремонтных работ с радиатором без отключения и слива системы отопления. Для этого открывается до конца кран [5] и после этого перекрываются краны [6]. Чтобы другие приборы отопления на этом стояке (выше или ниже отключенного) дальше продолжали нормально функционировать, правильно диаметр байпаса радиатора сделать таким же как и диаметр стояка. Смотрите видео. Такие же схемы актуальны и при монтаже полотенцесушителя.
Байпас в системе отопления часто является обязательной необходимостью для ее качественной работы.
Байпас в системе отопления: что такое, зачем нужен + пример самостоятельной установки
Невозможно себя чувствовать комфортно даже в очень красиво оформленном доме, если в нем холодно. Поэтому первоочередной задачей любого домовладельца является устройство эффективной системы отопления. Причем, она должна обеспечивать создание именно приятного микроклимата в помещениях, поскольку ситуация, когда «нечем дышать» от жары не менее неприятна, чем и холод в доме. Способ избежать всех этих отопительных «крайностей» придуман уже очень давно. Инженерами разработано такое простое, но очень практичное устройство, как байпас в системе отопления. Именно с его помощью можно очень точно регулировать подачу теплоносителя в радиаторные батареи, если речь идет о водяной отопительной системе.
Что такое байпас?
Наверное, каждый уважающей себя мастер по монтажу отопительных систем обязательно поясняет клиентам, что такое байпас с точки зрения простого обывателя. А, как известно, повторение – мать учения, поэтому и мы буквально в двух словах охарактеризуем этот важный конструкционный элемент отопительной системы.
Байпас – это перемычка в виде отрезка трубы, которая устанавливается между прямой и обратной проводкой обычного радиатора отопления. Поперечный диаметр байпаса на один калибр должен быть меньше диаметра труб подводки. Как правило, для устройства байпаса используют трубу на полдюйма.
Такой байпас можно купить в любой магазине, причем недорого
Примеры использования байпаса
Пример #1 — регулировка теплоносителя
Функциональным предназначением байпаса является возвращение в стояк избытка теплоносителя из батареи отопление, когда посредством ручного или автоматического терморегулятора изменяется его количество. Другими словами через байпас теплоноситель транспортируется параллельно запорной и регулирующей арматуре. Без наличия этого элемента невозможно производство ремонта батареи, когда отопительная система находится в рабочем состоянии. Также байпас ускоряет процесс наполнения или опорожнения системы.
Вот таким образом байпас может быть внедрен в отопительную систему
Пример #2 — работа системы без электричества
Монтаж байпаса в систему отопления особенно актуален при устройстве современных отопительных систем, подразумевающих использование циркуляционных насосов. Люди, впервые сталкивающиеся с монтажом отопления, часто задают вопрос мастерам или консультантам в магазинах: «Как система будет работать, если пропадет электричество?». Ведь все привыкли, что стандартный напольный котел, эксплуатируемый в былые годы, не был связан с электричеством. А оснащение отопительной системы циркуляционным насосом делает ее энергозависимой.
Вот именно, в таких ситуациях и приходит на выручку байпас. Его роль при этом очень проста – в момент отключения электроэнергии в сети, потребитель должен перекрыть краны подачи теплоносителя на насос и открыть кран на центральной трубе. Кстати, это может произойти в автоматическом режиме, если использован байпас с клапаном. Эти простые манипуляции переводят отопительную систему в режим естественной циркуляции.
Установка приборов на байпасе должна выполняться по направлению к теплоносителю в такой последовательности:
- фильтр;
- обратный клапан;
- циркуляционный насос.
Важно заметить, что введение байпаса в стояк возле циркуляционного насоса должно выполняться с задействованием запорных клапанов. А сам элемент лучше установить горизонтально. В этом случае система будет защищена от скопления воздуха.
Схематические изображение обводной трубы, вмонтированной в отопление
Пример #3 — реанимация однотрубного отопления
Да, однотрубная система отопления на сегодня является морально устаревшей, но ее еще довольно часто можно встретить в зданиях советской постройки. Причем, бывают такие чудеса, когда подобное отопление функционирует очень эффективно и в квартирах зимой, просто жарко. Исправить ситуацию также поможет установка байпаса. В этой работе в принципе ничего сложного нет, но все же стоит соблюсти некоторые условия:
- Байпас должен располагаться на максимальном удалении от вертикального участка трубы, то есть как можно ближе к батарее.
- Обводную трубу можно изготавливать непосредственно на месте монтажа – потребуются труба, тройник и производство сварочных работ. А можно такой элемент приобрести в готовом виде и выполнить монтаж на резьбовых соединениях.
- Входное отверстие радиатора и байпас должны быть разделены регулировочным вентилем или радиаторным терморегулятором.
Установив такой прибор вы получите банальный «регулятор температуры в доме».
Влияние обводной трубы на энергозатраты
Установка байпас однозначно положительно отразится на сокращении расходов энергоносителя. Если сравнивать работу отопительной системы с задействованием замыкающего участка и обычной проточной, то первая будет характеризоваться уменьшением объема подаваемого в батарею теплоносителя на 30-35%. Это значит, что теплоотдача радиатора уменьшится в пределах 10%.
На практике эти изменения не выглядят кардинальными, если действительно система отличается переизбытком тепла. Кроме того, если типоразмер батарей отопления подобран правильно, то существует определенный запас эффективности, а это те же 10-15%.
Вот и получается, что такая простая, даже примитивная на первый взгляд деталь, как байпас является универсальным инструментом для создания в доме приятной среды обитания, притом, что счета за потребление энергоносителей будут радовать домовладельцев небольшими суммами.
Байпас для циркуляционного насоса
Циркуляционный насос является основным элементом наряду с водогрейным котлом, если конструкция системы отопления предполагает наличие принудительной циркуляции. Даже при использовании сил гравитации и естественной циркуляции насос способен улучшить и дополнить показатели системы в лучшую сторону. При установке оборудования, как того требуют правила, обязательно используется байпас для циркуляционного насоса в системе отопления. Его наличие обусловлено целым рядом причин, игнорировать которые попросту не следует.
- Зачем нужен
- Как собрать
- Установка
Зачем нужен
Байпас – это перемычка, соединяющая вход и выход одного из элементов отопительного контура, обходной путь, по которому вода может течь, не заходя в радиатор, насос или даже котел.
Для циркуляционного насоса байпас нужен, чтобы:
- исключить из работающего контура насос;
- настраивать производительность контура отопления;
- предотвращать режим холостого хода;
- в любой момент демонтировать оборудование для ремонта или технического обслуживания.
Циркуляционный насос позволяет монтировать трубопровод от котла к радиаторам по произвольным маршрутам, повышает скорость течения теплоносителя, делает его не зависящим от других параметров системы, тем самым повышая теплоотдачу и эффективность. Однако он же делает систему отопления зависимой от электричества.
Если по какой-то причине электричества нет, остается надеяться на блок бесперебойного питания или же переключиться в режим естественной циркуляции, насколько это позволяет конструкция. Только вот насос сам по себе создает сопротивление току теплоносителя в нерабочем состоянии. Байпас как раз и призван разрешить эту проблему.
Для насоса байпас выполнен как продолжение основной трубы от котла к контуру отопления с большим диаметром. В то время как насос подключается параллельно этому участку. Если дать возможность воде течь в обход, то и сопротивления никакого не будет. Для этого на байпасе устанавливается клапан или шаровой вентиль.
Второй момент, когда не обойтись без байпаса – это спуск теплоносителя и наполнение системы вновь. Насос не позволит свободно наполняться трубам и радиаторам жидкостью, создавая препятствие. Результатом может стать образование воздушной пробки, от чего сложно избавиться. Полностью открытый ток по байпасу целиком снимает проблему.
Последний случай с тонкой настройкой производительности используется достаточно редко. Достаточно установить одну из двух-трех скоростей насоса, чтобы регулировать скорость потока и напор. Однако если на каждом радиаторе имеется свой терморегулятор очень важно предусмотреть защиту насоса. Если все радиаторы перекрыты, и в системе повышается сопротивление току теплоносителя, то байпас спасает от перезагрузки на оборудование, замыкая контур частично на себя.
Как собрать
Байпас для циркуляционного насоса в идеале представляется продолжением обратной трубы, идущей от радиаторов к котлу. Параллельно выбранному участку трубы устанавливается насос, для которого врезаются патрубки. Чтобы предотвратить постоянный ток через байпас, нужна запорная арматура или клапан.
По линии включения насоса устанавливаются:
- шаровой вентиль;
- фильтр грубой очистки;
- насос на соединениях американках;
- шаровой вентиль.
По краям данной сборки устанавливаются колена и патрубки для врезки в основную трубу. Порядок элементов указан согласно направлению тока жидкости, так фильтр должен быть строго перед насосом. Диаметр труб подбирается равный выходному сечению насоса, в то время как для байпаса используется та же труба что и для самой обратки.
Схема сборки байпаса
На участке самого байпаса устанавливается только запорная или регулирующая арматура: шаровой обратный клапан, шаровой или игольчатый вентиль.
Шаровой обратный клапан предпочтительней для организации байпаса циркуляционному насосу. Он действует по принципу золотника. Если насос включен, то шар внутри клапана под воздействием напора перекрывает ток через байпас. Если же насос выключен, то преобладает прямой ток жидкости от котла в обход насоса, и клапан этому не препятствует.
Шаровой вентиль имеет две позиции закрыт/открыт. Устанавливать его в промежуточных положениях запрещено, так как быстро истирается и покрывается осадком поверхность запорного шара, что приводит к порче тефлоновой вставки. Если необходимо тонко настроить пропускную способность байпаса, то предпочтение отдается игольчатому вентилю, только учитывая, что проходное сечение у него существенно меньше, чем у шарового того же размера.
Лучше воспользоваться готовыми решениями. Производятся подготовленные байпасы для циркуляционных насосов. В них уже вмонтированы шаровые клапаны или вентили на общем участке трубы и вся обвязка для насоса, включая фильтр и крепления. Готовый байпас может оказаться куда надежнее по сборке и долговечнее в эксплуатации. Место установки насоса унифицировано, и подходит для любой модели подходящей мощности и пропускной способности. Выбирать предстоит по диаметру основной трубы и производительности.
Установка
Перед установкой следует спустить полностью теплоноситель из системы. Циркуляционный насос с байпасом монтируется на обратной холодной трубе непосредственно возле котла отопления. Это снижает воздействие высоких температур на оборудование.
Необходимо первоначально определить оптимальный вариант включения:
- Для пластиковой трубы лучше использовать разборные соединения по типу американки и подсоединять собранный заранее блок насоса с байпасом. Ветку с насосом подключать с помощью тройников впаянных в основную трубу.
- Для стальных труб вначале ввариваются патрубки для ветки с насосом, а после уже вентиль на байпасе.
Следует учитывать при работе со сваркой, что вентили не переносят перегрева. Особенно шаровые, у которых может деформироваться тефлоновая вставка. Место соединения основной трубы следует дистанцировать от вентиля с помощью протяженных патрубков или штуцеров минимум на 20 см с обеих сторон. Запорная арматура при этом объединяется со штуцерами резьбовыми соединениями.
Ориентировать всю конструкцию надо таким образом, чтобы выходы насоса располагались строго вертикально или горизонтально, а рабочий вал строго горизонтально. Это повысит живучесть оборудования, снизит выработку деталей. Ко всем вентилям должен сохраняться свободный доступ и ничто не должно мешать их перекрытию. Следует предусмотреть запас пространства для простоты демонтажа насоса и других элементов.
Байпас в системе отопления
При работе отопительных систем очень часто появляется необходимость установки циркуляционного насоса. В связи с таким усовершенствованием параллельно с насосным контуром устанавливают байпас. Перед тем как его ставить, нужно знать, зачем нужен байпас в системе отопления. Также такое приспособление используют при ремонтных работах.
Что такое и его функции
Параллельный контур или просто трубу с запорным клапаном, которая соединяется с входом и выходом батареи, насоса и других устройств в системе отопления, называют байпасом или обходной трубой. По сути это обход рабочего элемента. При его работе батарея не будет получать горячую воду, так как она потечет мимо нее. Очень часто его используют для регулировки подачи тепла в разных комнатах. В комбинации с датчиками температуры он автоматически будет срабатывать в нужный момент. При замене батарей, отопительная система через байпас подключается к котлу или другому источнику горячей воды.
Если в доме автономное отопление, то устанавливают циркуляционный насос с обходной трубой на выходе или на входе в котел. Таким образом, достигается равномерность прогрева или экономия энергоносителя.
Характеристики
При установке обходной трубы, она должна подходить по некоторым параметрам. В первую очередь иметь пропускную способность не меньшую чем труба на входе. То есть, уменьшение диаметра недопустимо. Это в том случае если нет крана на самом байпасе. Установленные краны должны быть одинакового типа, например шаровые. В зависимости от места установки, он может работать в разных режимах. Постоянный режим управляется терморегуляторами. Также он может работать только при пуске системы, для быстрого прогрева радиаторов.
В зависимости от системы, в которой будет использоваться обходная труба, различают несколько их видов.
- Байпас с обратным клапаном. Такая схема используется для циркуляционных насосов и работает периодически, когда это нужно. После включения насоса клапан открывается от переизбытка давления и пропускает теплоноситель. При отключении насоса он автоматически закрывается. В таком случае следует помнить, что может выйти из строя вследствие попадания в него окалины или ржавчины.
- Без клапана. Он позволяет производить ремонт на участке системы без отключения отопления. Также байпас позволит подключиться к системе отопления в помещении, где раньше не было радиатора.
Установка и монтаж
Во время монтажа следует руководствоваться СНИПом. В этом документе регламентируется перечень элементов и их характеристик для установки в систему отопления. Установку должен производить сертифицированный специалист. При выборе деталей, нужно заблаговременно проверит их на наличие дефектов и производственного брака. Не следует экономить на кранах, так как дешевые клапаны могут протекать в самый неподходящий момент. При непосредственном монтаже байпаса, его следует располагать как можно ближе к радиатору или насосу. Установленные краны нужно периодически прокручивать, чтобы они не прикипели со временем. Следует избегать установки байпаса очень близко к отопительному стояку.