37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свечи зажигания с отверстием в боковом электроде

Свечи зажигания с отверстием в боковом электроде

Прежде чем установить свечу зажигания, всегда убедитесь в том, что тип свечи подходит для данного типа двигателя.


Перед началом работы необходимо проверить, имеет ли свеча зажигания уплотнительную шайбу и не осталась ли в отверстии головки цилиндра уплотнительная шайба предыдущей свечи (это не относится к свечам с конической посадкой).

B ходе снятия старой и установки новой свечи в головку цилиндра не прикладывать усилие на керамический изолятор свечи.

Всегда применяйте подходящий ключ для свечей, который не слишком большой и имеет промежуточное центрирующее кольцо из мягкого материала..

Усилие затяжки следует прикладывать перпендикулярно к оси свечи зажигания.
Свечу можно затянуть только тогда, если ключ правильно установлен на шестиграннике со всех сторон.

Если в ходе снятия свечи зажигания с двигателя было превышено усилие затяжки на более чем 50%, дальнейшее употребление такой свечи не разрешается.

Снятие и установку новой свечи на двигатель следует выполнять после охлаждения головки цилиндров до температуры окружающей среды. Снятие и установка свечи в горячую головку цилиндров может повредить головку или свечу зажигания.

После окончания работы следует проверить прочное закрепление наконечника кабеля на свече зажигания.

Искровой зазор можно регулировать только у свечей:
— CLASSIC
— SUPER, SUPER FORTE, SUPER/YTTRIUM
— SILVER, SILVER FORTE, SILVER RACING


Важный принцип:
никогда не трогать центральный электрод и юбку изолятора механической силой.


Измерение искрового зазора производите следующим образом: в одной руке держите свечу зажигания искровым разрядником вверх, а второй рукой при помощи проволочных мерок, вставляемых в зазор, проверяйте расстояние между центральным и боковым электродами. Мерки должны вставляться между электродами без применения силы. Толщина последней мерки, которая прошла через всю плоскость центрального электрода, является искровым зазором.

Порядок действий при регулировке искрового зазора свечей зажигания БРИСК


Регулировку бокового электрода посредством постукивания производите следующим образом: в одной руке держите свечу зажигания искровым разрядником вверх, во вторую руку возьмите инструмент (напр., приспособление для отгибания бокового электрода «BRISK» 90.707) и ударяйте плоской частью приспособления по боковому электроду, который будет приближаться к центральному электроду. После каждого удара визуально проверяйте, не приблизился ли уже боковой электрод к центральному на заданное расстояние.

Искровой зазор можно увеличить двумя способами:
1. При помощи специального приспособления «BRISK» 90.707. Зажимы приспособления зацепите за боковой электрод. Приспособление держите в таком положении, чтобы опиралось о резьбу корпуса. Осторожным движением отогните боковой электрод на несколько десятых миллиметра. При этой операции приспособление не должно касаться юбки изолятора.

2. При помощи отвертки (данная операция требует определенного опыта). Вставьте отвертку между боковым и центральным электродами по оси бокового электрода таким образом, чтобы отвертка касалась только бокового электрода. Опираясь о большой палец руки, отогните боковой электрод на несколько десятых миллиметра.

Для чего сверлят отверстие в свечах зажигания

Дата публикации: 10 января 2019 .
Категория: Автотехника.

Повысить мощность двигателя и уменьшить расход топлива – две основные цели, которые преследуют сторонники тюнинга моторов собственных автомобилей. Причем, достигнуть поставленных задач, естественно, хочется с минимальными денежными затратами. По многочисленным утверждениям народных «умельцев» добиться этого можно просто просверлив отверстие в боковом электроде свечи зажигания. Возникает резонный вопрос, почему же таким многообещающим «ноу-хау» до сих пор не воспользовались ведущие производители автомобильных принадлежностей. Попробуем разобраться в том, стоит ли сверлить заводские изделия, и сразу же отметим, что все описанные ниже «достоинства» модернизированных собственными руками свечей, мягко говоря, сомнительны, а вот негативные последствия весьма очевидны. Поэтому помните, если вы решитесь провести описанный ниже эксперимент, то будете проводить его исключительно «на свой страх и риск».

Суть бюджетной доработки стандартных свечей

Алгоритм производства работ достаточно прост:

  • Зажимаем стандартную свечу зажигания в тиски.
  • В патрон шуруповерта устанавливаем сверло.
  • Высверливаем в боковом лепестке отверстие (строго напротив центрального электрода).

  • Устанавливаем модернизированные изделия в автомобиль.

На заметку! Некоторые «умельцы» «обещают» еще большее повышение интенсивности искрообразования, если сточить часть бокового электрода и скруглить его края. При этом отверстие необходимо сдвинуть в бок, как показано на представленном ниже чертеже.

Для изготовления «тюнинговых» свечей зажигания вам понадобятся следующие инструменты:

  • слесарные тиски;
  • шуруповерт или электродрель;
  • сверло Ø=0,5÷0,8 мм (стоимостью около 15 рублей).

«Многообещающие» достоинства

Приверженцы такого, прямо скажем «колхозного» тюнинга утверждают, что после применения одного из вышеописанных способов простой доработки стандартных свечей зажигания удается достигнуть:

  • 5÷10% экономии топлива;
  • более плавной работы двигателя;
  • увеличения мощности (чуть ли не на 12%);
  • снижения токсичности выхлопных газов (до 30%);
  • более легкого запуска двигателя при сильных морозах.

То есть, 15 минут работы (практически без материальных затрат), и навороченные иридиевые свечи от всемирно признанных производителей «отдыхают». Причем, исследований всех вышеописанных достоинств доработанных свечей никто не проводил. Стоит отметить, что при первых сотнях пробега вы, скорее всего, субъективно почувствуете более стабильную работу двигателя (без заметных пропусков искрообразования). Объяснить это достаточно просто: в процессе сверления с электродов был удален нагар, и это несколько улучшило стабильность искрообразования. Не более того.

Чем грозит «дырка» в боковом электроде

Теперь попробуем разобраться в явных минусах вышеописанного тюнинга стандартных свечей и к чему может привести просверленная дырка. Стоит отметить, что геометрические размеры электродов свечей зажигания четко рассчитывают еще до начала производства, и, впоследствии, готовые изделия проходят многочисленные испытания.

После того, как в боковом электроде просверлена «дырка», с краев образовавшегося отверстия остаются тонкие металлические стенки. После непродолжительной эксплуатации именно эти места могут прогореть, в результате чего отвалившийся «язычок» упадет в цилиндр. А это уже грозит весьма «плачевными» последствиями: задирами на поверхности стенок, поломкой колец, вплоть до необходимости проведения капитального ремонта всего двигателя. К тому же уменьшение массы электрода может вызвать его перегрев и привести к так называемому калильному зажиганию (когда воспламенение воздушно-топливной смеси происходит не в момент искрообразования). Все это весьма негативно влияет на работу двигателя.

На заметку! Необходимо учесть, что сверление электрода в любом случае приведет к сокращению срока эксплуатации свечей, по сравнению с «не модифицированными» аналогами.

Готовые тюнинговые свечи зажигания

КБ «Нитрон» (город Самара) предлагает готовые тюнинговые свечи-пушки Дудышева, напоминающие во многом (по геометрической конфигурации бокового электрода) самостоятельно доработанные стандартные изделия, о которых было рассказано выше. Причем, изготовители утверждают, что в основе «чудодейственных» приспособлений для искрообразования в цилиндрах бензиновых двигателей, лежит принцип сопла Лаваля. Непонятно, при чем здесь приспособление шведского изобретателя, предназначенное для ускорения газа в паровых турбинах, и каким образом оно способствует значительному улучшению искрообразования. Производители утверждают, что через отверстие бокового электрода в цилиндр двигателя «влетает» плазменная струя. Именно она и обеспечивает лучшее сгорание воздушно-топливной смеси (со всеми вытекающими из этого последствиями положительного характера). Однако, даже из школьного курса физики известно, что искра образуется между металлическими электродами в месте наименьшего сопротивления. То есть, «заставить ее лететь» через обычную «дырку» дальше в цилиндр просто невозможно. Чудес не бывает, о чем свидетельствуют многочисленные отрицательные отзывы автовладельцев, испытавших эти свечи в действии.

Для информации! 4 свечи-пушки Дудышева сейчас можно приобрести за 1000÷1500 рублей. Аналогичный комплект японских NGK Standard обойдется всего 700÷900 рублей.

Несколько похожую конструкцию имеют и разрекламированные свечи от американской компании E3. Отверстие в боковом электроде (он поддерживается тремя металлическими «лепестками», опирающимися на корпус свечи) выполнено в форме квадрата (с одной стороны которого сделан пропил). Производитель, запатентовавший конструкцию электродов DiamondFire, обещает пользователям увеличение мощности двигателя и снижение расхода топлива, а также гарантированный срок эксплуатации, эквивалентный 140000 км пробега автомобиля! Цена одной такой свечки (в зависимости от модели двигателя) варьируется в пределах 700÷1500 рублей (это не считая доставки: ведь для Российских потребителей они доступны только под заказ).

В заключении

Если вы решили заменить свечи в своем автомобиле на новые, то в качестве эксперимента конечно можно их просверлить и попробовать проехать на них сотню-другую километров. Однако при этом необходимо помнить о негативных последствиях такого тюнинга. Наш совет, основанный на опыте многих автовладельцев:

  • Покупайте свечи зажигания только от проверенных временем и хорошо зарекомендовавших себя производителей.
  • Периодически проверяйте зазор между электродами.

  • При необходимости производите их чистку с применением специальных составов (и ни в коем случае с помощью наждачной бумаги).
  • После заявленного производителем гарантированного срока эксплуатации свечей меняйте их на новые.

Эти нехитрые рекомендации обеспечат не только уверенный запуск двигателя в любую погоду, но и его безопасную и бесперебойную эксплуатацию.

Зачем сверлят отверстие в свече зажигания

Уверения сторонников

На просторах сети описано множество способов, позволяющих значительно улучшить характеристики автомобиля и двигателя в частности. Сверления отверстия в электроде свечи – один из них. Делается оно довольно просто: в верхнем электроде обычным сверлом в 0,8…1 мм сверлится круглое отверстие. По рассказам сторонников такого мероприятия, это производит на машину потрясающий эффект:

  • меньше расход топлива;
  • лучшая приемистость;
  • более плавная работа мотора;
  • больше мощность;
  • быстрее срабатывает зажигание зимой.

Объясняют они это тем, что в месте сверления концентрируется мощность искры. Мол, этот метод пришел из автоспорта, а работает почти как форкамерный двигатель. И вообще секрет спортивных автомобилей из прошлого, который не спешили раскрывать.

На самом деле такой метод – из разряда тех, что рекламируются поисковиком сбоку на раскрученных сайтах. Пришел он после популярности форкамерных свечей, где внизу были отверстия и дополнительная камера для захода смеси топлива и воздуха. Были когда-то и форкамерные двигатели, где свеча вставлялась в специальную камеру с соплом, похожим на ракетное. Считалось, что подожженное и немного разогнанное заранее топливо в камере сгорания дает большую отдачу, и свечи тоже должны были быть давать большую отдачу.

Читать еще:  Какое напряжение должно быть при сварке электродами?

Однако и такие свечи, и двигатели сложны в производстве, плохо поддаются ремонту, дорого обходятся, а эффективность у них не намного больше. И в результате многих автоконцерны от них отказались. Только увиденные отверстия народ решил повторить с обычными свечами, ожидая от них такого же эффекта. На деле же все обстоит несколько иначе.

Стоит сверлить или нет?

Кратковременный эффект от такого мероприятия есть, особенно на старых свечах. Дело в том, что при сверлении немного уменьшается зазор, а зачищенный при сверлении металл действительно немного лучше проводит ток. Только хватает такого эффекта примерно на 500…10 к пробега. Много ли это при постоянном пользовании машиной? – ну, примерно месяц, может немного больше. Дальше все возвращается к прежним показателям.

А вот урон свечам при сверлении наносится непоправимый. Свечи перегреваются, на них скапливается больше нагара, а риск получить сломанный электрод и перегоревшую свечу намного больше. Кроме того, если частичка срезанного с электрода металла попадет в цилиндр, на поверхности образуются задиры, а в тяжелых случаях даже сломанные кольца. Здесь и до капитального ремонта двигателя недалеко, а это дело сложное и уж точно недешевое.

Что имеется в сухом остатке? Эффект от сверления свечей зажигания сомнительный и очень недолговечный, а вот ресурс свечей уменьшается в разы, плюс появляется риск серьезно повредить двигатель. Получается, что сверлить свечу, что выбросить ее через несколько месяцев – одно и то же. Если хотите избежать проблем с зажиганием и немного повысить эффективность свечей, то лучше присмотреться к иридиевым вариантам. Они дороже обычных аналогов, зато и служат долго. Ухаживайте за машиной с помощью наших аксессуаров, и каждая поездка для вас будет комфортной и беспроблемной!

ТЕСТ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ — свечи Denso

Иридиевые, иттриевые, платиновые, серебряные свечи — что это? Последний писк свечной моды, стремление выделиться из общей массы или реальные перспективные тенденции в развитии свечей зажигания для бензинового мотора? О них мы уже писали, но тема о свечах зажигания достойна продолжения

Наш вопрос, зачем надо платить за комплект свечей 600, 800 или даже 1500 рублей вместо того, чтобы купить пару-тройку комплектов свечей зажигания всего за 150, не получил вразумительного объяснения со стороны не только продавцов автомагазинов, но и даже большинства представителей фирм — оптовых поставщиков свечей, даже в статусе официальных дилеров известных брендов свечей зажигания. Обычно ответ один: эти свечи имеют большой ресурс!

Аргумент слабоват. Неужели все прелести «драгоценных» свечей зажигания только в ресурсе? Коль продавцы свечей зажигания ничего сказать о них не могут, попробуем разобраться сами.

Итак, проехались по магазинам и не без определенных сложностей (далеко не везде эти свечи есть) закупили несколько комплектов интересующих нас свечей зажигания на вазовский инжекторный «восьмиклапанник». В наши руки попали японские комплекты свечей зажигания Denso Iridium и NGK Iridium, как следует из названия, с иридиевым центральным электродом свечей. К ним добавились немецкий Bosch Platin, чешский Brisk Platin и украинский Plazmofor Platin с платиновыми напайками на электроды, причем украинский вариант свечей зажигания, в отличие от других свечей, имел напайки и на центральном, и на боковом электродах свечи. Ну, и разбавилось все это свечное разнообразие комплектом иттриевых свечей зажигания Brisk A-Line. Ну а в качестве начальной точки отсчета взяли обычный комплект одноэлектродных свечей зажигания Beru Ultra 14R-7DO, который неплохо проявил себя в наших предыдущих испытаниях свечей. Итак, подобралась солидная компания именитых свечей зажигания, представленная лучшими мировыми производителями свечей.

Конечно, для украинского Plazmoforа такая оценка их свечей зажигания может рассматриваться в качестве аванса, но надо поощрить наших соседей, поскольку на всем постсоветском пространстве только они вывели на рынок свечи интересующего нас класса зажигания. Для начала нацепим очки и внимательно посмотрим, чем эти свечи зажигания отличаются от обычных свечей. У платиновых и иридиевых свечей зажигания отличие сразу бросилось в глаза: значительно более тонкий, чем у обычных свечей, центральный электрод. Так, у свечей зажигания Denso Iridium его толщина всего 0,4 мм, у свечей Bosch Platin и NGK Iridium — где-то 0,5…0,6, у Brisk Platin — 0,8. Напайки у свечей зажигания Plazmofor Platin имеют диаметр порядка 1,5 мм. А центральный электрод обычной свечи из хромоникелевой стали имеет диаметр около 2,5 мм. Что это дает? Из соображений простой логики, те самые 24 кВ, которые подаются на тонкий электрод свечи, дадут большую напряженность электрического поля в зоне искрового разряда, чем у обычной свечи зажигания. Итог — большая энергетика разряда и его стабильность. Это важно, поскольку интенсивность поджога топливовоздушной смеси свечей зажигания в данном случае будет больше, и скорость распространения фронта пламени увеличится. А это и мощность, и экономичность, и экология.

Кстати, прогулявшись на сайт фирмы производителя свечей зажигания Denso, мы нашли прямое подтверждение нашего предположения: данные скоростной фотосъемки распространения фронта пламени для обычной свечи и свечи с тонким иридиевым наконечником. Действительно, размер фронта пламени у свечи зажигания с тонким электродом заметно больше.

Этот факт уже лет тридцать-сорок назад подметили спортсмены. И самостоятельно делали специальные «спортивные» свечи зажигания, надфилем подтачивая центральный электрод свечи «на конус». А боковой электрод свечи при этом либо заостряли, либо сверлили в нем дырочку. Вот только беда: жили такие свечи зажигания недолго, гонку-другую. Электроды свечей начинали гореть, выплавляться, зазор рос, и свеча зажигания быстро умирала. Но простые свечи стоили недорого, надфиль был всегда под рукой — до следующей гонки можно было наточить новых.

А вот использование в производстве свечей зажигания тугоплавких материалов, типа платины, иттрия и особенно иридия, позволило реализовать принцип прежних «спортивных» свечей, обеспечив свече зажигания небывалый ранее ресурс.Ладно, это теория. Давайте посмотрим, что реально можно получить от использования «драгоценных» свечей и насколько оправданно применение таких дорогих свечей зажигания.

Для начала установим, чем различается искрообразование у свечей зажигания с тонким центральным электродом и у обычных свечей. Для этого в свечное отверстие головки блока цилиндров, снятой с другого двигателя, поочередно ввернем все испытуемые свечи зажигания. На свечи наденем высоковольтный провод от системы зажигания стендового мотора, включим зажигание и покрутим двигатель от стенда при одной и той же частоте вращения коленчатого вала — 1500 мин-1. Цифровым фотоаппаратом с большим увеличением снимем то, что происходит между электродами свечей. Причем выдержку поставим фиксированную — 1 с. Таким образом, на каждом снимке мы получим пятнадцать искр. Но предварительно проверим, чтобы на всех свечах зажигания размер меж­электродного зазора свечи был одинаковым — 1,1 мм.

Итак, смотрим на фотографии. На обычной свече все как обычно. Искры мечутся по всему зазору, причем цвет их разный — от розового до ярко-синего. А, допустим, для свечи из комплекта свечей зажигания Bosch Platin в межэлектродном пространстве будто кто-то зажег яркую лампочку: отдельных искр и не видно, все они слились. Свечи зажигания с тонким иридиевым электродом свечи, Denso и NGK, дают четкий стабильный белый конус. Цвет искры свечи, кстати, сам по себе о многом говорит. Красная или розовая искра — слабая, частенько дающая пропуск вспышек. Синяя, голубая — более интенсивные, а белая — самая стабильная и горячая. Так вот, все свечи с тонкими электродами дают именно такую искру!

Теперь на мотор! ТЕСТ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ. Причем испытания свечей зажигания проведем на двух двигателях — на впрысковом и на карбюраторном. Зачем? Да разные они очень с точки зрения управления рабочим процессом. В карбюраторном моторе обратной связи нет, состав смеси четко задан регулировкой системы питания. Поэтому при работе в одних и тех же режимах, при одинаковом топливе и атмосферных условиях, реакция мотора отслеживает особенности искрообразования свечей, и только это. А вот для впрыскового мотора обратная связь через систему l-регулирования меняет состав смеси в зависимости от того, сколько кислорода остается в отработавших газах. А их состав во многом определяется качеством и скоростью сгорания и наличием или отсутствием пропусков вспышек. Следовательно, здесь свеча зажигания — уже элемент системы управления двигателем. Логично предположить, что для впрыскового мотора зависимость его поведения от качества свечей будет более выраженной. Вот это и проверим.

В одних и тех же режимах работы двигателя мы замерили мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. Кроме того, сняли «моментную» характеристику при полностью открытом дросселе в диапазоне от 1500 до 4000 мин-1 — так называемую внешнюю скоростную характеристику. Данные по расходам и токсичности отработавших газов усреднили и сравнили.

Что же мы увидели? Все говорит о том, что диаметр центрального электрода свечи влияет на параметры двигателя. Причем, если для карбюраторного мотора это влияние не столь велико, например по расходу топлива не превышает 2% между лидером и аутсайдером, то на впрысковом разница доходит уже до 6–7%! А это уже вполне заметно! И характерно то, что лучшие показатели на обоих моторах там и там дают свечи Denso Iridium, то есть те свечи зажигания, которые имеют наименьшую толщину центрального электрода — 0,4 мм. А вот иттриевые свечи Brisk A-Line, у которых размер электродов свечей практически такой же, как у обычных свечей зажигания, кое в чем даже уступают свечам Beru, которые мы взяли в качестве начальной точки отсчета. У остальных же свечей эффект по экономичности оказался практически обратно пропорциональным диаметру центрального электрода: чем тоньше электрод свечи зажигания, тем меньше топлива потребляет мотор.

Читать еще:  Запальный электрод газовой горелки

Сравнение моментных характеристик при работе двигателя по внешней скоростной характеристике этот вывод также подтверждает: хоть и ненамного, но мощность двигателя на свечах зажигания Denso, свечах NGK и Bosch подрастает по сравнению с обычными свечами процента на 3–4.

Проведем еще один тест свечей зажигания, который должен проиллюстрировать надежность работы свечей в усложненных условиях, которых в реальной жизни может быть масса. Это и холодный пуск, и разряженный аккумулятор, и одновременно включенные мощные источники энергопотребления в автомобиле, сажающие напряжение в бортовой сети. Для этого на карбюраторном моторе снимем ремень привода генератора, вместо нормального, рабочего аккумулятора поставим полностью разряженный и запитаем бортовую сеть мотора от лабораторного источника постоянного тока. Таким образом, мы получаем возможность регулировать напряжение в бортовой сети. А оно пропорционально тому, что выдает катушка зажигания на свечи. Дальше посмотрим, как будет меняться выдаваемый двигателем крутящий момент в двух режимах, при 2000 и 3000 мин-1, по мере падения напряжения в бортовой сети. А потом, выведя двигатель в заданный фиксированный режим, будем понижать напряжение до полного прекращения искрообразования.

Результаты теста свечей зажигания опять оказались предсказуемыми: свечи с наиболее тонкими электродами, Denso Iridium и NGK Iridium, это соревнование уверенно выиграли. А вот свечи зажигания Bosch Platin, несмотря на тонкий центральный электрод свечи, выступил не очень ярко. Видимо, сказывается то, что электрод утоплен в изоляторе свечи.

Пора перейти к выводам этих тестов свечей зажигания. Так стоят ли «драгоценные» свечи своих денег? Давайте считать. Возьмем дорогие свечи с тонким электродом, допустим свечи зажигания Denso Iridium. При их установке мы переплатим примерно 1200 рублей по сравнению с обычными, но вполне приличными импортными свечами. Пусть автомобиль в неделю съедает 40 литров 95-го бензина. Это около 1000 рублей. Снижение расхода топлива на иридиевых свечах для впрыскового мотора — около 6–7%. Это 60–70 рублей в неделю. Итого, нам надо проездить 5 месяцев, чтобы свечи зажигания Denso Iridium полностью окупились. Улучшение динамики, повышенная надежность работы, сниженная токсичность — это уже так, небольшие дополнительные бонусы от использования этих свечей Denso… Живут же эти свечи практически весь срок жизни автомобиля в руках одного хозяина! Так что с экономикой все понятно. А вот иттриевые свечи зажигания Brisk A-Line, видимо, основное свое преимущество будут иметь только в ресурсе. По моторным показателям — экономичности, мощности и экономичности, они мало отличаются от хороших обычных свечей. Правда, и стоят эти свечи зажигания ненамного дороже.

А как же быть с карбюраторными моторами — там-то эффект существенно меньше? Да, там «рублевая» выгода использования дорогих свечей зажигания менее заметна, хотя все остальные «плюсы» никуда не денутся. Правда, смешно ожидать, что владельцы пожилых «шестерок» или «восьмерок» разорятся на свечи, цена которых составляет заметные проценты остаточной стоимости самого автомобиля. Драгоценности все-таки предназначены для «королев», а не простых «рабочих лошадок».

Свечи зажигания с отверстием в боковом электроде

Иридиевые, иттриевые, платиновые, серебряные свечи что это? Последний писк свечной моды, стремление выделиться из общей массы или реальные перспективные тенденции в развитии свечей зажигания для бензинового мотора?

Наш вопрос, зачем надо переплачивать за комплект свечей вместо того, чтобы купить пару-тройку комплектов обычных, не получил вразумительного объяснения со стороны не только продавцов автомагазинов, но и даже большинства представителей фирм — оптовых поставщиков свечей, даже в статусе официальных дилеров известных свечных брендов. Обычно ответ один: эти свечи имеют большой ресурс! Аргумент слабоват. Неужели все прелести «драгоценных» свечей зажигания только в ресурсе? Коль продавцы ничего сказать не могут, попробуем разобраться сами.

Итак, проехались по магазинам и не без определенных сложностей (далеко не везде эти свечи есть) закупили несколько комплектов интересующих нас свечей на вазовский инжекторный «восьмиклапанник». В наши руки попали японские комплекты Denso Iridium и NGK Iridium, как следует из названия, с иридиевым центральным электродом. К ним добавились немецкий Bosch Platin, чешский Brisk Platin и украинский Plazmofor Platin с платиновыми напайками на электроды, причем украинский вариант, в отличие от других, имел напайки и на центральном, и на боковом электродах. Ну, и разбавилось все это разнообразие комплектом иттриевых свечей Brisk A-Line. А в качестве начальной точки отсчета взяли обычный комплект одноэлектродных свечей Beru Ultra 14R-7DO, который неплохо проявил себя в наших предыдущих испытаниях. Итак, подобралась солидная компания, представленная лучшими мировыми производителями свечей. Конечно, для украинского Plazmoforа такая оценка может рассматриваться в качестве аванса, но надо поощрить наших соседей, поскольку на всем постсоветском пространстве только они вывели на рынок свечи интересующего нас класса.

Для начала нацепим очки и внимательно посмотрим, чем эти свечи отличаются от обычных. У платиновых и иридиевых отличие сразу бросилось в глаза: значительно более тонкий, чем у обычных свечей, центральный электрод. Так, у Denso Iridium его толщина всего 0,4 мм, у Bosch Platin и NGK Iridium — где-то 0,5…0,6, у Brisk Platin — 0,8. Напайки у Plazmofor Platin имеют диаметр порядка 1,5 мм. А центральный электрод обычной свечи из хромоникелевой стали имеет диаметр около 2,5 мм. Что это дает? Из соображений простой логики, те самые 24 кВ, которые подаются на тонкий электрод, дадут большую напряженность электрического поля в зоне искрового разряда, чем для обычной свечи. Итог — большая энергетика разряда и его стабильность. Это важно, поскольку интенсивность поджога топливовоздушной смеси в данном случае будет больше, и скорость распространения фронта пламени увеличится. А это и мощность, и экономичность, и экология. Кстати, прогулявшись на сайт фирмы Denso, мы нашли прямое подтверждение нашего предположения: данные скоростной фотосъемки распространения фронта пламени для обычной свечи и свечи с тонким иридиевым наконечником. Действительно, размер фронта пламени у свечи с тонким электродом заметно больше.

Этот факт уже лет тридцать-сорок назад подметили спортсмены. И самостоятельно делали специальные «спортивные» свечи, надфилем подтачивая центральный электрод «на конус». А боковой электрод при этом либо заостряли, либо сверлили в нем дырочку. Вот только беда: жили такие свечи недолго, гонку-другую. Электроды начинали гореть, выплавляться, зазор рос, и свеча умирала. Но простые свечи стоили недорого, надфиль был всегда под рукой — до следующей гонки можно было наточить новых. А вот использование тугоплавких материалов, типа платины, иттрия и особенно иридия, позволило реализовать принцип прежних «спортивных» свечей, обеспечив свече небывалый ранее ресурс.

Ладно, это теория. Давайте посмотрим, что реально можно получить от использования «драгоценных» свечей и насколько оправданно их применение. Для начала установим, чем различается искрообразование у свечей с тонким центральным электродом и у обычных свечей. Для этого в свечное отверстие головки блока цилиндров, снятой с другого двигателя, поочередно ввернем все испытуемые свечи. На них наденем высоковольтный провод от системы зажигания стендового мотора, включим зажигание и покрутим двигатель от стенда при одной и той же частоте вращения коленчатого вала — 1500 мин-1. И цифровым фотоаппаратом с большим увеличением снимем то, что происходит между электродами. Причем выдержку поставим фиксированную — 1 с. Таким образом, на каждом снимке мы получим пятнадцать искр. Но предварительно проверим, чтобы на всех свечах размер межэлектродного зазора был одинаковым — 1,1 мм.

Итак, смотрим на фотографии. На обычной свече все как обычно. Искры мечутся по всему зазору, причем цвет их разный — от розового до ярко-синего.

Cвечи из комплекта Bosch Platin в межэлектродном пространстве будто кто-то зажег яркую лампочку: отдельных искр и не видно, все они слились.

Свечи с тонким иридиевым электродом, Denso и NGK, дают четкий стабильный белый конус.

Цвет искры, кстати, сам по себе о многом говорит. Красная или розовая искра — слабая, частенько дающая пропуск вспышек. Синяя, голубая — более интенсивные, а белая — самая стабильная и горячая. Так вот, все свечи с тонкими электродами дают именно такую искру.
Теперь на мотор! Причем испытания проведем на двух двигателях — на впрысковом и на карбюраторном. Зачем? Да разные они очень с точки зрения управления рабочим процессом. В карбюраторном моторе обратной связи нет, состав смеси четко задан регулировкой системы питания. Поэтому при работе в одних и тех же режимах, при одинаковом топливе и атмосферных условиях, реакция мотора отслеживает особенности искрообразования свечей, и только это. А вот для впрыскового мотора обратная связь через систему l-регулирования меняет состав смеси в зависимости от того, сколько кислорода остается в отработавших газах. А их состав во многом определяется качеством и скоростью сгорания и наличием или отсутствием пропусков вспышек. Следовательно, здесь свеча — уже элемент системы управления двигателем. Логично предположить, что для впрыскового мотора зависимость его поведения от качества свечей будет более выраженной. Вот это и проверим.

В одних и тех же режимах работы двигателя мы замерили мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. Кроме того, сняли «моментную» характеристику при полностью открытом дросселе в диапазоне от 1500 до 4000 мин-1 — так называемую внешнюю скоростную характеристику. Данные по расходам и токсичности отработавших газов усреднили и сравнили.
Что же мы увидели? Все говорит о том, что диаметр центрального электрода влияет на параметры двигателя. Причем, если для карбюраторного мотора это влияние не столь велико, например по расходу топлива не превышает 2% между лидером и аутсайдером, то на впрысковом разница доходит уже до 6–7%! А это уже вполне заметно! И характерно то, что лучшие показатели на обоих моторах там и там дают свечи Denso Iridium, то есть те, которые имеют наименьшую толщину центрального электрода — 0,4 мм. А вот иттриевые свечи Brisk A-Line, у которых размер электродов практически такой же, как у обычных свечей, кое в чем даже уступают свечам Beru, которые мы взяли в качестве начальной точки отсчета. У остальных же свечей эффект по экономичности оказался практически обратно пропорциональным диаметру центрального электрода: чем он тоньше, тем меньше топлива потребляет мотор.
Сравнение моментных характеристик при работе двигателя по внешней скоростной характеристике этот вывод также подтверждает: хоть и ненамного, но мощность двигателя на свечах Denso, NGK и Bosch подрастает по сравнению с обычными свечами процента на 3–4.

Читать еще:  Чем легче варить полуавтоматом или электродом?

Проведем еще один тест, который должен проиллюстрировать надежность работы свечей в усложненных условиях, которых в реальной жизни может быть масса. Это и холодный пуск, и разряженный аккумулятор, и одновременно включенные мощные источники энергопотребления в автомобиле, сажающие напряжение в бортовой сети. Для этого на карбюраторном моторе снимем ремень привода генератора, вместо нормального, рабочего аккумулятора поставим полностью разряженный и запитаем бортовую сеть мотора от лабораторного источника постоянного тока. Таким образом, мы получаем возможность регулировать напряжение в бортовой сети. А оно пропорционально тому, что выдает катушка зажигания на свечи. Дальше посмотрим, как будет меняться выдаваемый двигателем крутящий момент в двух режимах, при 2000 и 3000 мин-1, по мере падения напряжения в бортовой сети. А потом, выведя двигатель в заданный фиксированный режим, будем понижать напряжение до полного прекращения искрообразования.

Результаты опять оказались предсказуемыми: свечи с наиболее тонкими электродами, Denso Iridium и NGK Iridium, это соревнование уверенно выиграли. А вот Bosch Platin, несмотря на тонкий центральный электрод, выступил не очень ярко. Видимо, сказывается то, что электрод утоплен в изоляторе.

Пора перейти к выводам. Так стоят ли «драгоценные» свечи своих денег? Давайте считать. Возьмем дорогие свечи с тонким электродом, допустим Denso Iridium. При их установке мы переплатим примерно 1200 рублей по сравнению с обычными, но вполне приличными импортными свечами. Пусть автомобиль в неделю съедает 40 литров 95-го бензина. Это около 1200 рублей. Снижение расхода топлива на иридиевых свечах для впрыскового мотора — около 6–7%. Это 70–80 рублей в неделю. Итого, нам надо проездить 4 месяца, чтобы свечи полностью окупились. Улучшение динамики, повышенная надежность работы, сниженная токсичность — это уже так, небольшие дополнительные бонусы… Живут же эти свечи практически весь срок жизни автомобиля в руках одного хозяина! Так что с экономикой все понятно. А вот иттриевые свечи Brisk A-Line, видимо, основное свое преимущество будут иметь только в ресурсе. По моторным показателям — экономичности, мощности и экономичности, они мало отличаются от хороших обычных свечей. Правда, и стоят ненамного дороже.

А как же быть с карбюраторными моторами — там-то эффект существенно меньше? Да, там «рублевая» выгода менее заметна, хотя все остальные «плюсы» никуда не денутся. Правда, смешно ожидать, что владельцы пожилых «шестерок» или «восьмерок» разорятся на свечи, цена которых составляет заметные проценты остаточной стоимости самого автомобиля. Драгоценности все-таки предназначены для «королев», а не простых «рабочих лошадок».

Свечи зажигания: присылайте вопросы!

Споры вокруг свечей зажигания сегодня заметно поутихли. Причин, как нам кажется, несколько: ассортимент свечей в магазинах широк как никогда, качество топлива в стране все-таки несколько улучшилось, а автопарк помолодел и стал более «иномарочным». Тем не менее вопросы в редакцию продолжают поступать. Одних интересует информация общего характера — зачем, к примеру, все-таки нужны многоэлектродные свечи? Других волнуют чисто личные проблемы: посмотрите на фото свечи и поставьте диагноз мотору… Ответы на десяток подобных вопросов приводим ниже.

В чем достоинства многоэлектродных свечей? Правда ли, что на них искр больше, чем на «обыкновенных»?

свеча зажигания

Сразу развеем живучий миф про «многоискровые» свечи: их не существует в природе. Боковых электродов может быть сколько угодно, но искровой разряд всегда один. Продавцы часто демонстрируют «многоискровый» режим на стендах, где создается впечатление одновременного разряда в виде светящегося кольца, но это всего лишь обман зрения, как в кино.

свеча зажигания

свеча зажигания

Что до преимуществ многоэлектродных свечей, то они есть. Первое — это ресурс: за счет распределения нагрузки между боковыми электродами снижается темп их эрозии. Кстати, именно поэтому их часто устанавливают в моторы с затрудненным доступом к свечам. Второе — наличие так называемой «открытой искры», при которой фронт пламени не застревает в межэлектродном пространстве, а уходит в камеру сгорания. Скорость сгорания увеличивается, что несколько повышает мощность мотора и улучшает его экономичность. Третье достоинство — сравнительно малое число подделок подобных свечей.

Недостатки? Сравнительно высокая цена плюс невозможность выставить желаемый межэлектродный зазор…

Зачем нужны разного рода «драгоценности» типа иридиевых электродов?

свеча зажигания

Затем, что срок службы иридиевых, платиновых и прочих «породистых» свечей в несколько раз выше, чем у «беспородных»… При этом тугоплавкие материалы электродов дают возможность повысить напряженность поля в межэлектродном пространстве, одновременно освобождая путь фронту пламени. А более мощный искровой разряд, помимо всего прочего, способствует хорошей самоочистке свечи.

Почему не приживаются форкамерные свечи?

форкамерные свеча зажигания

Приживается то, что имеет очевидные достоинства. В частности, своего рода «микрофоркамеры» — выемки в электродах отдельных фирменных свечей — способствуют стабилизации разряда на кромках таких выемок. Такие выемки могут быть как на боковых (Denso), так и на центральных (NGK) электродах. Определенный технический эффект при этом есть.

Что касается «полноценных» форкамерных свечей, то они часто используются в моторах спортивных машин Формулы 1. Дело в том, что такие двигатели трудятся на высоких оборотах, при которых проблем с вентиляцией просто не возникает. А вот на минимальных оборотах холостого хода, да и на малых нагрузках, смесь в цилиндрах движется куда менее интенсивно, а потому внутренняя камера свечи фактически задыхается. Именно это и наблюдается, как правило, при попытках тупо установить на свой движок нечто псевдоспортивное.

Какой зазор должен быть в свечах?

Зазор между электродами свечи зажигания

Смешнее другое: даже рекомендованный зазор не может быть единым для всех типов свечей. Скажем, для тех же иридиевых он заведомо может быть побольше, чем для классических! Но таких рекомендаций обычно никто не дает. Поэтому его конкретная величина всегда индивидуальна именно для тандема свеча — мотор. В общем же случае чем больше величина зазора, тем сильнее искра и очаг воспламенения. Добавим также, что с ростом зазора снижается вероятность закорачивания электродов сажевыми мостиками.

Опасность чрезмерного увеличения зазора очевидна: больше зазор — больше требуемое напряжение пробоя. А разряду все равно, куда «стрелять»: он может пробить и катушку, если решит, что ему так легче…


  • Что такое плазменные свечи?

    плазма — свеча зажигания

    Мы не знаем… Вопрос упирается исключительно в терминологию, потому что любой искровой разряд можно назвать холодной плазмой. Поэтому попытки отдельных производителей называть свои свечи плазменными — это следствие неграмотности, а также желания сыграть на неопытности потребителей. Все свечи — либо плазменные, либо нет: соответствующей терминологии просто не существует. Но называть плазменными только свечи собственного изготовления, не удостаивая тем же своих коллег по цеху, просто некорректно.

    Почему свечи делают все более тонкими? Даже размер под ключ раньше был 21 мм, а сейчас — 14.

    свеча зажигания

    Свечи с резьбой М14х1,25 и большим шестигранником использовались на двигателях с двумя клапанами на цилиндр. При этом свеча чаще всего подходила к камере сгорания сбоку и места для размещения ее было предостаточно. На современных двигателях с четырьмя, а то и пятью клапанами единственное место для размещения свечи — это центр камеры сгорания. Свеча вворачивается в головку блока цилиндров сквозь свечной колодец, который «ворует» пространство у клапанов и рубашки системы охлаждения. Именно поэтому приходится делать все более тонкие свечи и колодцы малого диаметра.

    Вывернутая из двигателя свеча покрыта слоем масла. В чем причина?

    свечи зажигания

    Замасленные свечи могут быть признаком сравнительно легко устраняемых неполадок, например, слишком высокого уровня масла в двигателе или засорения каналов вентиляции картера. Но возможно, это вызвано гораздо более грозными неисправностями, такими как изношенные поршневые кольца, разбитые направляющие втулки клапанов и неисправные сальники клапанов.

    Свечу удалось вывернуть с огромным трудом, а новая свеча не вворачивается до конца. Что делать?

    свеча зажигания

    Очевидно, что и прежняя свеча не была завернута в головку блока цилиндров. Поэтому часть резьбы в головке покрылась нагаром и не дает ввернуть новую свечу. В такой ситуации лучше всего надфилем вдоль резьбовой части старой свечи выполнить канавки. Это превратит свечу в подобие метчика. Далее, нанеся на резьбу свечи тонкий слой пластичной смазки, вворачиваем ее в отверстие, периодически «сдавая назад», пока не пройдем всю резьбу. Протираем свечное отверстие тампоном из безворсовой ветоши и вворачиваем новую свечу. Желательно применить специальную высокотемпературную смазку или просто натереть резьбу графитом.


  • Изолятор свечи приобрел непонятный красноватый цвет, хотя нагара практически нет. Что это?

    свеча зажигания

    Следует ли чистить свечи от нагара между заменами?

    При исправном двигателе нагара образуется немного и очистка свечей не требуется. Если свечи покрываются обильным нагаром при небольших пробегах, то это повод заняться ремонтом двигателя, а не очисткой свечей. К тому же резьбовые отверстия под свечи выполнены в алюминии, и бесчисленные выворачивания-вворачивания могут привести к срыву резьбы.

    Коллеги-автолюбители, расскажите, встречались ли вы с какими-то необычными дефектами свечей?

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector